Подшивка карниза крыши — варианты подшивки

В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже с той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома.

Содержание

Монтаж софитов на карнизы и свесы крыши своими руками

Крыша дома – сложная, многослойная конструкция, от надежности и продуманности которой зависит комфорт проживание и долговечность строения. Она защищает от холода, атмосферных осадков и ветра. Процесс возведение крыши в настоящее время сильно отличается от того же процесса каких-то 50-70 лет назад, так как строительный рынок за это время увеличил ассортимент присоленный, инструментов и материалов, значительно упрощающим работу. К таким изобретениям, помогающим в нелегком деле возведения крыши, относятся софиты, панели, используемые для подшивки карнизов. В этой статье мы расскажем, как своими руками выполняется монтаж софитов.

Как устроить надёжные и красивые свесы кровли

Как подшить карниз крыши

После монтажа кровли необходимо провести работы по ее обшивке. Подшивка будет выполнять сразу три функции:

  • она придаст дому законченный вид;
  • обеспечит вентиляцию крыши;
  • защитит фасад.

Как подшить карниз крыши

Сегодня мы поговорим о том, как подшить карниз крыши и что нужно использовать для этого.

Разновидности свесов

Разновидности свесов

Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

  • фронтальным;
  • боковым.

Рассмотрим каждый из них.

Фронтальный свес

Фронтальный свес

Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования.

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.

Как сделать вентиляцию крыши через подшивку

Как сделать вентиляцию крыши через подшивку

Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков. Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик, иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Подшивка из профнастила

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.

Подшивка из профнастила

Подшивка из софитов

Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов, защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.

Подшивка из софитов

Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

  1. Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельность, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.

    Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельность

  2. Виниловые софиты стоят меньше, поэтому и пользуются большей популярностью при подшивке свесов. У них незначительный вес и приятный внешний вид, тем не менее они эффективно защищают кровлю от влаги. Процедура монтажа достаточно проста. В результате получается бесшовное полотно, которое обеспечивает хорошую вентиляцию. Сегодня существует несколько типов виниловых софитов – сплошные на три полосы, перфорированные и перфорированные на три полосы.

    Виниловые софиты

  3. Оцинкованные софиты хороши тем, что не требуют постоянного ухода за собой. Они характеризуются прочностью, огне- и влагоустойчивостью. Недостатком можно считать только большой вес, из-за чего процедура установки может быть достаточно трудоемкой.

    Софит металлический представляет собой листы качественной оцинкованной стали с нанесенным полимерным покрытием

Для чего свесы подшивают

Свесы могут располагаться как в карнизной части крыши, так и со стороны фронтона. В первую очередь это зависит от формы крыши.

Карнизный свес образуется стропильной системой. При желании его можно сделать таковым, что сможет заменить навес над крыльцом или небольшой верандой. Фронтонный же свес образован кровельной решёткой, поэтому обычно он не очень широкий.

Карнизный и фронтонный свесы выполняют защитную функцию

Независимо от типа свесы, в том числе и их обшивка, выполняют следующие функции:

  • декоративная — являются финишной отделкой крыши;
  • защитная — предотвращают чрезмерное намокание стен, цоколя и фундамента дома.

При отсутствии подшивки свесы не способны в полной мере выполнять свои обязанности, например, влага может проникать в подкровельные слои, приводя утеплитель в негодность, а ветер срывать кровельный материал.

Почему стоит использовать софиты, а не другие материалы?

Когда мы смотрим на дом старой постройки, то видим, что свесы кровли либо не зашиты, либо подшиты доской. Понятно, что раньше альтернатив этому материалу не было. Но в сравнении с современными аналогами, деревянная обшивка имеет ряд недостатков:

  • низкое сопротивление высоким температурам и высокая вероятность возгорания;
  • подверженность грибку, плесени и гниению, рассыхание и растрескивание;
  • слишком большой вес, что провоцирует провисание и деформацию кровли со временем;
  • невозможность обеспечить нужный уровень вентиляции подкровельного пространства;
  • незапланированные дополнительные расходы на регулярный ремонт/замену элементов кровли.

На фоне таких серьезных минусов материалов из дерева софиты кажутся более приемлемым решением. Сейчас эти элементы по праву считаются ключевыми составляющими качественной кровельной системы. Они выполняют сразу две функции:

  • эстетическую – софиты придают кровле завершенный и привлекательный внешний вид;
  • практическую – софиты обеспечивают правильную вентиляцию кровли, защищают от внешних факторов.

Какие софиты лучше для подшивки крыши?

Софиты изготавливают из нескольких видов материалов. Чтобы выбрать оптимальный вариант, нужно знать сильные и слабые стороны каждого материала:

  • Медь. Прочный и пластичный материал, долговечный и не требующий защитных покрытий, стойкий к ржавчине и простой в обработке и монтаже. Но есть и минусы – это большой вес и высокая стоимость. Медные софиты стоит использовать для кровли общественных и коммерческих зданий.
  • Алюминий. Это прочный и легкий материал, не подверженный коррозии. У него есть одна важная особенность – для придания нужного цвета его подвергают покраске. Можно сказать, что алюминиевые софиты одни из лучших в плане эстетичности, надежности и долговечности. Но цена у них высокая.
  • Оцинкованная сталь. Тонколистовой прокат покрывают цинком, краской и полимерным защитным покрытием. Так получаются устойчивые к негативным внешним факторам и доступные софиты, простые в монтаже. Но краска часто выцветает слишком быстро, срок службы материала ограничен.
  • Нержавеющая сталь. Софиты из этого вида стали не подвержены коррозии и долговечны, их не нужно предварительно красить. Но ввиду большого веса и высокой стоимости они редко используются для отделки частных домов. А вот для коммерческих и производственных объектов они подойдут оптимально.
  • ПВХ-пластик. Пластиковые софиты легкие, не подвержены коррозии и гниению, отличаются широкой палитрой окрасов, легко монтируются. Это оптимальный материал для подшивки крыши небольшого или среднего загородного дома. Да, у пластика меньшая прочность, но этот материал доступный.

Выбор в пользу софитов из того или иного материала также зависит и от региона. Например, в местностях с высокими перепадами температур и ярким солнцем лучше использовать металлические элементы.

Монтаж софитов на карниз крыши

Более модными вариантами подшивки свеса являются использование материала облицовки стен (например, винилового или алюминиевого сайдинга), или специальных материалов – софитов. В этом случае отделочные материалы крепятся по собственной технологии, но не следует забывать о необходимости просверливать вентиляционные отверстия – это обязательное условие, которого требует отделка карниза крыши.

В случае с софитами все возможные проблемы с карнизом уже предусмотрены производителями. Поскольку свесы могут отступать от стены на разное расстояние – основной материал, металл или пластик, идет в полосах различной длины, в виде двойных или тройных панелей. При этом планки могут быть сплошными (используются на фронтонных карнизах) или перфорированными. Тройные панели перфорируются только по центру. Таким образом, после установки софита каких-либо дополнительных операций для обеспечения вентиляции не требуется.

Перед монтажом софита к нижней линии стропил и к стене напротив крепятся деревянные планки. К пристенной планке крепится F или J-образный профиль, выполняющий роль паза, куда вставляется одна сторона полосы. К подстропильному бруску другая сторона панели софита прикручивается саморезами. Впоследствии эта сторона закрывается L-образным профилем (его еще называют лобовой планкой), который выполняет одновременно и роль ветрового козырька. Работа по установке софитов своими руками совсем несложна, единственное, что необходимо перед тем, как закрыть карниз крыши – тщательно измерить все расстояния.

Использование подобных панельных материалов привлекательно по нескольким причинам: они весьма долговечны, не требуют никакого ухода, легко разделываются даже для самых сложных конфигураций кровли, и просты в монтаже.

Нужно ли подшивать свесы?

Некоторые домовладельцы пытаются сэкономить практически на любых строительных работах, поэтому необязательными в конструкции элементами они часто пренебрегают. Специально для таких читателей сразу скажем, что подшивка свеса софитами целесообразна не только с декоративной точки зрения.

Свес – это часть крыши, которая выступает от стены на определенное расстояние. Таким образом этот элемент обеспечивает защиту фундамента и стены от осадков. При этом сам свес не обладает такой прочностью, как вся остальная часть кровли, которая опирается на стену. Без подшивки сильный ветер будет задувать прямо в кровельный «пирог» и все нагрузку будет брать на себя покрытие. Вместе с ветром может попадать и вода, которая точно благоприятно не скажется на сроке службы утеплителя. Установка софитов создаст герметичный заслон на пути у воды и ветра.

Непдошитый свес – уязвимое место кровли.

Другой причиной подшить свес является мелкая живность, которая просто обожает селиться в уютных уголках и щелях дома. К такой живности относятся не только птицы, но и куда менее приятные «соседи», например, мыши.

Материалы для обшивки карнизного свеса

Самый популярный отделочный материал для подшивки свеса крыши — деревянная, пластиковая и металлическая вагонки.

Вагонка представляет собой обрезные планки шириной 5 – 15 см, стыкующиеся друг с другом способом паз-шип. На одной стороне планки имеется углубление — паз, а на другой выступ — шип.

Загоняя шип в паз соседней рейки, удается получить практически монолитное покрытие, швы на котором выполняют в основном декоративную функцию.

Из какого бы материала ни была сделана вагонка, она должна обеспечивать надежную защиту свесов от попадания на их нижнюю сторону воды, снега, холодного воздуха и других агрессивных факторов внешней среды.

Кроме того, отделочный материал для свесов должен иметь привлекательный вид, быть долговечным и устойчивым к биологическому и климатическому разрушению.

Этим условиям удовлетворяют:

  • вагонки из пиломатериалов и поливинилхлорида;
  • пластиковые и металлические софитные планки;
  • профнастил.

Часто свесы крыши подшивают деревянной вагонкой. Этот материал продается по приемлемой цене, хорошо выглядит, экологичен, легко и быстро монтируется.

Кроме того, древесина дышит, то есть деревянная подшивка обеспечивает вентилирование крыши.

Важно: выбирая вагонку из дерева, нужно обращать внимание на влажность пиломатериалов. Если вы сомневаетесь в том, что вагонка достаточно сухая, то выдержите ее на открытом воздухе не меньше месяца, разместив под навесом.

Видео:

Это позволит древесине приобрести влажность того места, где она впоследствии будет находиться.

Дешевле деревянной вагонки только пластиковая. Сделанная из качественного сырья, она будет служить достаточно долго.

Дешевая пластиковая вагонка из вторичного сырья за несколько лет разрушится под действием ультрафиолетовых лучей и низких температур.

Вагонка из металла (обычно алюминия), произведенная специально для подшивки свесов крыши, называется софитами или софитными панелями.

Это самый дорогой материал для отделки карнизов, но зато и самый долговечный. У него очень респектабельный вид.

В панелях предусмотрены небольшие отверстия, через которые идет вентиляция карниза. Монтаж софитов аналогичен монтажу сайдинга.

В отличие от деревянной и ПВХ вагонки софитные планки устанавливают не параллельно, а перпендикулярно стенам. Металлические софиты устойчивы к перепадам температур и ультрафиолету.

Материалы для подшивки свесов

  1. Доска строганная и обрезная. Это эконом вариант подшивки. Подходит доска толщиной до 22 мм из хвойных пород деревьев. Для обеспечения оптимальной влажности доски до начала работ её хранят на открытом воздухе, а затем перед подшивкой обрабатывают антисептиком. Доски небольшого размера крепят по краям перпендикулярно плоскости наружной стены, а длинные – параллельно стеновой поверхности в специальном коробе с шагом в 1 м. Для обеспечения вентиляции, доски укладывают с промежутком в 1–2 см.
  2. Профнастил. Он имеет ряд преимуществ. За счет волнообразной конфигурации хорошо обеспечивает вентиляцию пространства под кровлей. Листы, изготовленные из оцинкованной стали, имеют высокую жесткость и прочность. Фабричное покрытие из полимеров обеспечивает стойкость к коррозии, а большая цветовая гамма способствует тому, что подшивка карниза крыши может быть идеально подобрана под цвет её кровельного покрытия. Единственным недостатком является то, что процесс подшивки достаточно сложный, за счет этого, следует нарезать детали и окрашивать срезы.
  3. Сайдинг ПВХ. Этот материал дает возможность обеспечить эффективную подшивку с минимальными затратами. Для подшивки карнизов в продаже имеются готовые комплекты, в состав которых входят небольшие панели, решетки для вентиляции и уголки. Лучшим вариантом для этих видов работ считается виниловый сайдинг. Он хорошо переносит ветровую нагрузку и обеспечивает вентиляцию пространства под кровлей. Этим материалом карниз крыши обшивается предельно просто – панели из сайдинга ПВХ, имеющие малый вес, крепятся перпендикулярно плоскости стены на деревянный каркас.
  4. Вагонка. Притом что это самый доступный по цене материал, он имеет некоторые недостатки. К ним относятся потеря товарного вида под воздействием солнца и атмосферных осадков и сложность обеспечения вентиляции за счет плотного прилегания элементов вагонки друг к другу. Поэтому останавливаясь на этом материале, лучше выбрать панели класса «Екстра» и дополнительно к ним приобретать пластиковые вентиляционные решетки.
  5. Софиты. Этот современный профильный материал разработан специально для подшивки свесов. Софиты, имеющиеся на сегодняшний день в продаже, изготовлены из пластика, оцинковки, алюминия и меди, причем медные – самые прочные и долговечные, а пластиковые – самые дешевые. Все виды софитов снабжены необходимой перфорацией с вентиляционными отверстиями, имеют высокие прочностные свойства, привлекательный вид и не требуют ухода. К тому же подшивка крыши софитом производится достаточно быстро и просто благодаря чему это можно делать самостоятельно. Для крепления софита, не требуется полноценный каркас. Главное, чтобы элементы располагались перпендикулярно поверхности наружных стен.

Для того чтобы подшить свесы крыши самостоятельно, следует соблюдать некоторые правила и применять определенные инструменты для крепления и монтажа.

Рекомендации и необходимые инструменты

  • Следует ознакомиться с технологией производства работ.
  • Иметь определенные технические навыки.
  • Обязательно выполнять требования техники безопасности.
  • Подготовить необходимый инвентарь и инструменты (стремянка, дрель, пила, молоток, шуруповерт, измерительные и крепежные приспособления).

Подшивка карниза крыши софитом

Существуют также более современные варианты подшивки свеса крыши. Они представлены использованием винилового или металлического сайдинга, или софитов – специальные обшивочные панели. Эти материалы устанавливаются по специальной технологии, но нельзя забывать, что и они требуют проделывания вентиляционных отверстий.

Плюс использования софитов состоит в том, что в их производстве учитываются всевозможные трудности с процессом подшивки карниза. Предусмотрена возможность разного расстояния свесов от стены с разных сторон дома. Для удобства монтажа софиты изготавливаются в виде панелей различной длинны и конфигурации. Планки, из которых состоят панели, могут быть либо цельными, либо перфорированными. Панели, состоящие из трех планок, перфорируются только в центральной своей части. Поэтому монтаж софитов так прост и не требует никаких дополнительных манипуляций, направленных на обеспечение вентилирования.

Прежде, чем приступать к монтажу софитовой обшивки, необходимо выполнить некоторые подготовительные работы. На стену на уровне среза стропил крепится специальный металлический или пластиковый профиль, который послужит пазом для крепления панелей. Края стропил соединяются досками, к которым и будут саморезами крепиться свободные концы софитов. Дальше эта сторона прикрывается готовым Г-образным профилем, который придает обшивке эстетизма и в то же время исполняет роль ветровой планки. Самое главное при обшивке карниза крыши софитами – это сделать правильные замеры. Вся остальная процедура проделывается без труда и не требует особых навыков.

Применение металлических и пластиковых панелей, а также софитов является рентабельным с усмотрением того, что они дешевы, прочны и легки в монтаже. Еще следует отметить, что они безопасны и не требуют особенного ухода.

Подшивка двухскатной крыши своими руками: технология процесса

Подшивку карниза выполняют непосредственно по стропильным ногам или по коробу из металлических профилей или сбитому из деревянных брусков (реек).

Подшивка свеса по стропильным ногам

  1. Свес по стропильным ногам устраивают для крыш с небольшим углом уклона. Торцы стропил должны находиться в одной горизонтальной плоскости. Для того чтобы ровно закрепить подшивной материал, между крайними стропилами в двух местах натягивают шнур.
  2. Оформление свеса по коробу используют для кровли с большим углом уклона. С помощью профилей из металла или деревянных реек сооружают короб между крайними (нижними) точками стропил и стеной дома. Поверх короба подшивка крыши софитом своими руками.

yandex_partner_id = 53889;
yandex_site_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_ad_format = ‘direct’; yandex_font_size = 1.0;
yandex_direct_type = ‘vertical’;
yandex_direct_border_type = ‘ad’;
yandex_direct_limit = 1;
yandex_direct_title_font_size = 2;
yandex_direct_links_underline = true;
yandex_direct_bg_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_border_color = ‘ffffff’;
yandex_direct_title_color = ‘0C77EC’;
yandex_direct_url_color = ‘000000’;
yandex_direct_text_color = ‘000000’;
yandex_direct_hover_color = ‘CC0000’;
yandex_direct_favicon = true;
yandex_no_sitelinks = true;
(”);

Совет: крепить детали деревянного короба следует саморезами, так как гвозди не обеспечивают необходимую надежность соединения.

Подшивка крыши своими руками софитами

Работу можно условно разделить на несколько этапов.

  1. На уровне нижнего края свеса к стене крепят горизонтальную рейку. К рейке саморезами прикручивают J-образный стартовый профиль из пластика.
  2. В нижней части стропильных ног крепят пластиковый профиль в виде перевернутой буквы «F». Его положение должно быть также строго горизонтальным, он должен находиться в одной плоскости с П-образным профилем.
  3. Измеряется расстояние между профилями. Из полученного результата отнимают 5-6 мм: на такие отрезки следует разделить софит. Зазор необходим для компенсации температурного расширения.
  4. Готовые отрезки слегка сгибаются и вставляются между профилями. Фиксируют элементы софита саморезами.

Во время монтажа соблюдают следующие правила

Для подшивки софитов и крепления соединительных элементов используют саморезы длиной 30 мм и более

Подшивка карниза крыши своими руками: видео, наглядно демонстрирующее, как выглядит кровля после окончательной отделки.

К сведению: подшивка крыши сайдингом своими руками выполняется аналогично. При этом важно учитывать отсутствие вентиляционных отверстий. Компенсировать этот недостаток можно с помощью зазора в 10-15 мм, оставляемого между подшивным материалом и стеной.

Подшивка крыши своими руками профнастилом

Технология предусматривает следующие действия.

  1. К стене на уровне нижнего края карнизного свеса крепится брусок. Такой же брусок крепится к стропилам.
  2. Зазор между монтажным бруском и кровельным материалом закрывают лобовой доской.
  3. Профнастил нарезается на полоски, ширина которых рассчитывается в зависимости от ширины карнизного свеса с учетом вентиляционного зазора в 0,6-1,2 см.
  4. Профнастил саморезами крепится к монтажным брускам.
  5. Внешний угол и примыкание к стене декорируется соответствующими по форме элементами.

Подшивка свесов крыши своими руками: видео с комментариями специалиста о некоторых нюансах монтажа.

Подшивка карнизных свесов вагонкой

Для отделки карнизных свесов может быть использована вагонка пластиковая или деревянная. Последняя должна быть обработана антисептическим средством и защищена от влаги краской наружного применения.

Для крепления пластиковой вагонки необходим монтаж каркаса и установка J-образных профилей так, как это описано выше. Деревянная крепится саморезами непосредственно к брусьям. В обоих случаях обязательно оставляют вентиляционный зазор или устанавливают специальные решетки через каждые 1-1,5 м.

Чем выполняется подшивка карниза кровли

Своими руками подшить карниз крыши можно с помощью нескольких материалов – на сегодняшний день их ассортимент достаточно велик. Выбирая обшивку, нужно руководствоваться не только эстетическим фактором, но и длительным сроком службы материала – он должен примерно равняться эксплуатации самой крыши.

Из наиболее часто применяемых для подшивки свесов материалов можно отметить:

  1. Профнастил. Представляет собой лист стали, покрытой цинком и цветными полимерными материалами, предотвращающими коррозию. Профнастил надежен, способен выдержать сильную ветровую нагрузку, перепады температур, повышенную влажность. При установке обшивки между металлопрофилем и стеной необходимо оставить небольшой зазор для циркуляции воздуха в подкровельном пространстве.

  2. Софиты – тот же сайдинг, только специально разработанный для подшивки карнизов. Отличительные особенности материала – наличие отверстий для вентиляции, специальное покрытие из полимеров, поглощающих ультрафиолет (препятствует выгоранию цвета). Софиты для свесов выполняются из меди, алюминия, оцинкованной стали. Наиболее распространенный вариант – софиты из винила. В наборе есть элементы таких конструкций с отверстиями для вентиляции, сплошные секции, соединительные и крепежные детали. Устанавливать софиты очень легко, в итоге получается гладкое сплошное полотно обшивки с нужным количеством отверстий. Монтировать софиты нужно только перпендикулярно стене дома, они не подходят для подшивки наклонных карнизов.

  3. Обрезная доска или вагонка из дерева. Не сдает позиций и натуральная древесина, она остается лидером среди материалов, применяемых для подшивки кровли. Дело в том, что дерево стоит недорого, подрезается в любой размер, а главное – обладает способностью «дышать», поэтому микроклимат подкровельного пространства не нарушается. Для подшивки свесов используют струганную доску, толщиной около 20 мм. Прибивая доски на карниз, нужно оставлять зазор между стеной и свесом примерно в 2 см (для температурного расширения древесины).

    Совет! При установке деревянной подшивки свесов, необходимо обработать доски антисептическими составами. Это продлит их эксплуатацию и защитит от появления гнили и грибка.

Варианты крепления обшивки при облицовке свесов

Теперь мы знаем, какими материалами можно выполнить облицовку свесов и самое время рассмотреть варианты крепления каждого отделочного материала.

Самым простым вариантом является монтаж подшива непосредственно на стропильную систему. Он подходит для варианта из имитации бруса и калибровочной доски, поскольку им не нужен дополнительный каркас и сам монтаж осуществляется довольно быстро.

Для софита же необходимо выстраивать каркас, так как сами листы софита крепятся в жёстко установленные в стартовые, финишные и направляющие профильные планки. Поэтому важно точно и правильно выставить каркас из бруска или для доски для обеспечения правильного и надежного крепления.

Необходимо учитывать, что софит в процессе эксплуатации от перепада температур будет слегка изменяться в размерах. Из-за этого необходимо делать запас при монтаже листов.

Стандартная длина листа софита составляет 3 метра, поэтому необходимо правильно рассчитать количество материала.

В том случае, если длина превышает 3 метра и необходимо состыковать листы по длине, предусмотрена специальная Н- планка, которая декоративно скроет стык планок. Сам софит устанавливают в специальные G-планки.

Процедура подшивки крыши софитами

Схема подшивки крыши

Процедура монтажа сама по себе является довольно простой, но следует учитывать, что они должны вписываться в общий внешний облик дома, поэтому следует внимательно изучить инструкцию, как правильно подшить крышу.

Конструкция самой коробки может быть индивидуальной в зависимости от конкретной конструкции крыши, но существуют два наиболее распространенных варианта, включающих в себя общие элементы выполнения подшивки:

  1. Подшивание непосредственно по стропилам, когда для подшивки выбирается угол, совпадающий с углом ската. Данный метод предназначен по большей части для кровель, обладающих небольшим углом наклона, при этом монтаж софитов производится непосредственно на стропила параллельно плоскости стены. При этом, если нижняя плоскость стропил является не ровной, ее следует выровнять для обеспечения качественного подшивания. Для этого можно прикрутить шурупами по бокам стропил обрезки досок, толщина которых составляет не менее4 см, а длина – не менее10 см. Сначала прикручиваются первая и последняя доски, между которыми натягиваются нитки и производится крепление остальных досок. В месте схождения скатов производится крепление досок с обеих сторон углового стропила.
  2. Наиболее распространенным является вариант, когда от края стропил до стены изготавливается горизонтальная коробка, причем каркас для подшивки карнизов софитами также выполняется из досок. Производится крепление одного края к нижней части стропил, другого – к дополнительной доске, которую опускают и крепят в месте схождения стропил со стеной. В углах схождения скатов доска укладывается плашмя, поскольку в данном месте будет находиться стык, на котором производится крепление двух концов досок. Данный стык должен проходить от угла схождения скатов до угла схождения стен, в результате чего образуется жесткая независимая от стены конструкция.

Важно: следует уделить особое внимание надежности крепления, его можно выполнять при помощи шурупов, но лучше использовать уголки и пластины из металла.

После возведения каркаса шатровой крыши своими руками производится обшивка софитами. Поскольку на данный участок кровли могут проникать дождь, снег, ветер, холод и т.д., крепления обшивки также следует выполнять максимально надежно.

Доски стыкуются по длине в шахматном порядке, нельзя допускать, чтобы два стыка находились рядом друг с другом, кроме углов, где производится запиливание под 45o.

Обрезная доска и все использованные при оборудования каркас доски обрабатываются с обеих сторон специальным защитным средством антисептического действия.

Этапы подшивки

Свесы необходимо обшивать лишь после того, как закончено утепление, смонтирована влагоизоляция и облицовка. Начинать процедуру следует снизу, воспользовавшись лесами или стремянкой, следуя предложенной последовательности действий:

  1. Проверяем длину всех стропил (она должна быть одинаковой).
  2. Проверяем, параллельны ли стропила стене.
  3. Закрепляем на стропилах ветровые доски.
  4. Прикручиваем к стене вагонку в вертикальном положении (следить за тем, чтобы нижний край ложился заподлицо к стропилам).
  5. Прикручиваем следующую доску между стропилами и предыдущей, ориентируясь на нижний край. В итоге получаем основу, на которую устанавливаем обрешётку.
  6. Обшиваем вагонкой каркас (оставляя вентиляционный зазор в 15-20 мм между досками и поверхностью).

Обратить внимание: Для усиления вентиляции рекомендуется монтировать специальные решётки на расстоянии 1,5 м.

Хотя некоторые строители и не делают этого, полагая, что натуральному дереву достаточно и естественного свойства «дышать».

При выполнении предложенных рекомендаций по подшивке крыши, карнизы будут иметь презентабельный вид и прослужат долгое время.

А какие особенности следует учитывать при подшивке свесов вагонкой из синтетических материалов? Поделитесь своими мнениями в комментариями

Способы отделки карнизов крыши металлопрофилем

При сильном ветре или косо идущем дожде под крышу может затечь вода, поэтому специалисты не рекомендуют оставлять без обшивки карниз – профлист считается одним из лучших решений для облицовки свесов. Также для этого можно применять перфорированные панели (софиты).

Существует несколько вариантов, как обшить карниз крыши профнастилом:

  1. Диагональный способ. Профлист прикрепляют к нижнему краю кобылок или ног стропил стартовыми планками или саморезами. Такая подшивка свесов крыши наиболее простая, но для реализации потребуется большее количество материала. Такую технологию используют для подшивки крыши профлистом, если она имеет большой уклон, но маленькую длину свесов.
  2. Горизонтальный способ . Суть данной технологии заключается в использовании короба, который в дальнейшем обшивают профнастилом. Работу начинают выполнять с крепления на стенку бруска и установки деревянного каркаса. Этот способ довольно сложен в реализации, но отделка стен будет более качественно защищена от воды.

Использование металлопрофиля для подшивки карниза имеет преимущества:

  • профлист из стали с полимерным покрытием устойчив к коррозийным процессам;
  • материал отличается повышенной механической прочностью;
  • можно легко подобрать цветовое решение обшивки, чтобы создать единый архитектурный облик.

Как оформить кромку (торец) свеса?

Оба вида свеса по торцам имеют открытые элементы. Со стороны карнизного свеса — это торец стропильной системы, у фронтонного — торцы обрешетки. Их закрывают специальными комплектующими, которые зачастую можно приобрести вместе с черепицей.

Это делается не только для придания красивого внешнего вида, но и для сохранения подкровельных материалов от неблагоприятных погодных факторов.

Иногда деталь для отделки кромки делают из дерева, предварительно обработанного антисептиком и окрашенного — но это не лучший вариант.

Доборные комплектующие изготавливают из металла и они более долговечны, так как покрыты защитными антикоррозийными полимерными составами.

Оформляя кромку карнизного свеса, сначала стропила подрезают в одну линию по вертикали на одинаковом расстоянии от стены. Торцы стропил соединяют обвязочной лобовой доской.

На нее монтируется металлическая карнизная планка (капельник). По свесу карниза устанавливают водосточную систему.

Со стороны фронтонного свеса обрезают обрешетку по одной линии, параллельной стене. Вдоль фронтонов, закрывая края обрешетки, устанавливают металлическую торцевую планку.

Ее еще называют ветровая планка, дополнительно она защищает кровельную конструкцию от сильного ветра и предотвращает задувание мусора и насекомых через торцы.

Как происходит монтаж

Карниз подшивают после того, как сделан каркас кровли и края стропил были подогнаны под нужный размер. Стропильные ноги отпиливают по линии и к ним крепят первую доску обрешетки.

Именно эта доска и будет ориентиром при всех дальнейших работах. Дальше обшивают свесы одним из выбранных способов.

Первый способ обшивки свесов – это прошивка по стропилам. Вариант выбирают для крыш с маленьким углом наклона или когда нужно сделать постройку выше.

Видео:

Чтобы отделать срез, нижние края стропил должны быть на одном уровне. Если же стропильные ноги расположены на разном уровне, то каркас выравнивают вспомогательными досками, которые крепят одна на другую.

Дальше крепят крайние планки для обработки края и между ними протягивают нить. Все оставшиеся части обшивки крепят относительно ограничительной нити.

Второй способ обшивки встречается чаще. Ноги обрезают в горизонтальном и вертикальном направлении. По краю ног прибивают доску, а к стене постройки – брус.

Его нужно размещать на 1 см выше передней доски, чтобы лишняя влага стекала с конструкции. Если ширина конструкции превышает 450 мм, то посредине крепят дополнительную доску для прочности. На вальмовой кровле доски фиксируют плашмя вплотную друг к другу.

Для подшивки свеса крыши нужно соорудить специальный короб. Делают его по одной схеме в обоих случаях: на обрешетку набивают доски вдоль всего фронтона, а от них отмеряют отрезок, который равняется ширине карниза.

Обшивка крыши софитом происходит с помощью J-образной планки, ее фиксируют саморезами вдоль стен. Листы материала крепят между этими планками.

Панели нарезают на отрезки, которые равняются расстоянию между двумя планками минус 6 мм – запас материала на случай повышения температуры.

Переднюю доску прикрывают специальной планкой. В результате получится долговечная, красивая и аккуратная конструкция.

Прежде чем подшивать карниз крыши своими руками вагонкой или деревом, нужно обработать нарезанные доски защитными составами.

Доски подгоняют под нужный размер, исходя из ширины свеса. Между элементами нужно оставить расстояние для проветривания в 10 мм.

Если же для отделки была выбрана вагонка, то ее крепят в паз, но каждые 150 мм устанавливают решетку для вентиляции.

Видео:

При подшивке карнизов крыши профнастилом листы материала нарезают и прикручивают вдоль карниза саморезами. Стыки маскируются лобовой планкой и уголком.

Чтобы сделать свой дом по-настоящему красивым и придать ему законченный вид, надо обязательно подшить свесы кровли.

Работы по подшивке карниза совсем не сложные, и даже начинающий мастер может выполнить их своими руками.

Отделка кромки свеса

У обоих типов свеса с торцов имеются незакрытые элементы. У карнизного свеса это торцевые части стропил, а для фронтонного свеса – торцы обрешетки. Необходимо их аккуратно оформить, защитив при этом от непогоды. Кроме того, свесы карниза требуют установки вдоль них желобов водостока. В общем, отделка торцевой части свеса – это и есть отделка кромки.

А из чего ее делать, зависит от того материала кровельного покрытия, которое вы применили. Кстати, зачастую в комплекте с кровельным покрытием уже имеется и набор для оформления и зашивки кромки.

Перед тем как производить подшивку карнизов крыши, надо обрезать вертикально, по одной линии, все торчащие стропила или кобылки. Обрезать их нужно строго на одном расстоянии от стены. Затем торцы стропил объединяют обвязочной доской, на которую прибивают лобовую доску (как правило, металлическую).

Лобовая доска обычно есть в комплекте с металлической, керамической и битумной черепицей. Изготавливают эту деталь и из дерева, покрытого краской или составом для защиты. Именно на этой доске в дальнейшем монтируют водосточные желоба.

Фронтонный свес обрабатывают так. Сначала обрезают доски обрешетки, выступающие за стену. Линия отреза должна быть параллельна этой стене. Торцевая доска (деревянная или металлическая) прибивается к обрезанным краям обрешетки и к торцу бруса конька. Материалом для кровли, по длине равном длине карниза, прикрывают торцовую часть доски.