Подробный монтаж карнизной планки для кровли + устройство и принцип работы

Кровля любого сооружения является важнейшим конструктивным элементом, от которого зависит, как надежность, так и внешний вид строения. В ее отделке нет мелочей, всё требует серьезного и внимательного подхода. С учетом этого вопрос о том, как сделать софиты на крыше своими руками, звучит актуально и достоин особого рассмотрения.

Содержание

Что такое софиты?

Понятие «софит» пришло из итальянского языка («soffito») и переводится, как «потолок», что и дает представление о его основной сути. В архитектуре и строительстве так называется элемент в виде нижней обшивки карнизного и фронтального кровельного свеса, т. е. нижняя поверхность выносных (свисающих) деталей крыши.

Что такое софиты?

Если раньше подшивка свесов производилась деревянной доской, то современные софиты представляют собой специальные панели (сайдинг) с замковым соединением для плотного стыка между собой. Они закрепляются на обрешетке каркаса.

Устройство и функции

Карниз кровли – важный элемент кровельных конструкций, этим термином обозначают нижние части скатов крыши, которые являются их продолжением. Монтаж карнизов выполняется во время обустройства стропильной системы путем увеличения длины стропил или с помощью установки кобылок. Сверху карниз, как и вся площадь ската, покрывается кровельным материалом, а снизу зашивается с помощью пиломатериалов, софитов, сайдинга. В конструкции крыши дома он выполняет следующие функции:

Устройство и функции
  1. Защищает стены дома от влаги. Карнизный свес крыши защищает верхнюю часть наружных стен от попадания атмосферной влаги и грязи, сохраняя их привлекательный вид и целостность.
  2. Предотвращает сток талой и дождевой воды на отмостку фундамента. Устройство карниза крыши таково, что оно выносит потоки воды и глыбы снега, соскальзывающие со ската, дальше от фундамента дома, предотвращая размытие и разрушение отмостки.
  3. Придает крыше законченные, аккуратный вид. Кровельные свесы, являясь продолжением ската, придают конструкции более пропорциональный вид, гармонично завершая архитектурный замысел дома.

Обратите внимание! Монтаж карнизов – обязательный этап кровельных работ, которого требует технология возведения крыш, вне зависимости от ее вида, формы и типа гидроизоляционного покрытия. Даже плоские кровли имеют небольшой вынос, выступающие за наружные стены сооружения.

Устройство и функции

Многих домовладельцев интересует, можно ли оформить карниз для крыши своими руками, так как визуального его устройство кажется крайне простым. Опытные мастера считают, что это работа по рукам даже непрофессионалу. Главное разобраться с назначением и видами карнизов. В конструкции скатных кровель различают следующие 2 разновидности свесов:

Устройство и функции
  • Фронтонные. Фронтонным свесом называют часть кровельного ската, которая выступает за пределы наружных стен дома со стороны фронтона. Как правило, карниз этого типа имеет небольшую длину и формируется за счет обрешетки и лобовой планки, придающей ему форму.
  • Карнизные. Карнизным свесом или карнизом называют нижнюю часть ската, начинающую от места пересечения плоскости крыши с наружными несущими стенами. Эти карнизы обычно намного больше фронтонных так как они предотвращают попадание брызг воды, стекающей со ската, на отделку стен.

Важно! По сути, карниз является удлинением стропильных ног. Так как свес находится внизу ската, на него ложится минимальная снеговая нагрузка. Однако, монтаж водосточного желоба или снегозадержателей изменяют распределение нагрузок, поэтому него может оказываться значительное давление.

Боковой карниз крыши

Фронтонная часть кровли также имеет небольшой карнизный свес. Обычно он не превышает 30 см. Его также можно закрыть профнастилом по тем же технологиям. Правда, здесь проще работать в плане сборки каркаса, потому что опорные элементы, к которым впоследствии будут крепиться металлические панели, сами крепятся к обрешетке крыши. То есть, ничего высверливать не надо. Все детали крепятся между собой саморезами по дереву.

Каркас собирается из двух реек или досок, которые укладываются параллельно между собой и вдоль свеса с креплением к обрешетке. Никакие дополнительные элементы здесь больше не требуются, потому что доски крепятся к обрешетке, которая собой представляет часто уложенные рейки. То есть, количество точек крепления достаточно, чтобы гарантировать прочность и жесткость каркасной конструкции.

Боковой карниз крыши

Позиция «А» обозначает два каркасных элемента для обшивки фронтонного свеса профнастилом

Устройство и принцип работы

Карнизные планки формируют собой металлическую защитную грань с антикоррозийным покрытием, защищающим лобовую или карнизную доски от попадания на нее влаги.

Устройство и принцип работы

Глядя сперва на крышу, может показаться, что этот продольный элемент подводится под края кровельного покрытия. На самом деле ее монтаж производится еще до укладки металлочерепицы или профнастила. Лишь после ее укрепления на лобовой или карнизной доске можно будет приступать к укладке облицовочных материалов.

Обычно, изготовленная из того же материала, что и облицовочное покрытие, она красится в аналогичный с ним цвет и защищает не только саму карнизную или лобовую доску от намокания, но и препятствуют попаданию воды в само подкровельное пространство.

Устройство и принцип работы

Устройство карниза

Разновидности свесов

Конструкция зависит от устройства крыши. Для односкатного варианта существует только одно решение – боковой свес. Двускатная или многоскатная крыша предполагает появление фронтона и боковых стен. Появляется фронтальный карниз. На вальмовой крыше, которая включает 4 ската, также возможен только боковой свес.

Фронтальный

Фронтальный свес защищает фасад здания от дождя и снега

Защищает фронтон – завершающую, обычно треугольную часть стены, которая появляется между двумя скатами. Образуется карниз за счет вылета обоих скатов. Ширина карниза – от 40 до 100 см. Различают 2 типа такой конструкции.

Свес крыши может быть образован стропилами. Для этого нужно вывести за границы периметра горизонтальные перекладины и конек. Используют деревянный брус того же сечения, снизу карниз подшивают доской. Такой вариант очень прочен и надежен, так что длина его может достигать 1 м. Для кровли допускается использовать тяжелый материал: керамическую черепицу, шифер.

Разновидности свесов

Более легкая конструкция получается при выносе только обрешетки. Такой карниз не превышает 50–60 см, обшивается легким материалом, наподобие металлочерепицы, ондулина, мягкой черепицы. Фронтальный свес почти всегда относится к закрытым и подшивается досками, вагонкой.

Боковой

Боковой карнизный свес кровли

Выступ ската над стеной здания, размещается по бокам крыши. Длина в пределах 50–70 см. Его размеры обусловлены погодными условиями региона, шириной отмостки, высоты дома.

Длина карниза может превышать указанные параметры, но делать свес уже нерационально. В этом случае он не сможет защищать стены от дождя, а чердак от продувания.

Как подшить фронтонный свес

Способы подшивки свесов

Существует два способа подшивки свесов:

Как подшить фронтонный свес
  1. короб из дерева
  2. по стропилам.

Первый способ используют, когда угол кровли большой. Берем доску примерно с толщиной в 40 см. и крепим ее в пространстве между стеной и стропилами. Есть маленький нюанс, если один край данной доски крепиться к ноге стропил, то следует установить вторую доску вертикально, для выравнивания плоскости.

Второй метод используют при незначительных уклонах кровли. Стропила должны образовывать ровную поверхность, но достичь этого крайне тяжело. Поэтому применяют тонкие доски, которые крепятся к стропилам, длина которых от стены до края навеса. Выравнивать доски следует по шпагату, а крепить с помощью саморезов или железных уголков.

Как подшить фронтонный свес

Материалы, которые используют при отделке свесов

  • Вагонка. Один из самых удобных вариантов. Следует обратить внимание, на то, что все элементы требуется обработать специальными средствами до монтажа. Вместо отделочной шпунтовой доски, можно использовать доски из сосны и ели. Монтаж начинается с того что, брус крепиться к стене параллельно нижнему краю стропил. Между стропилами и брусом устанавливают дополнительную доску на одном уровне.

После этого делаем обрешетку и приступаем к монтажу вагонки. Каждая доска обрезается по длине индивидуально, а при крепеже оставляют расстояние между досками 2-3 мм.

Как подшить фронтонный свес

 Специалисты рекомендуют через 3-4 доски устанавливать вентиляционные решетки. Хотя многие пренебрегают этим.

  • Профнастил. На уровне свеса, вдоль стены и вдоль стропил крепят брус на одном уровне. Вымеряем размеры и нарезаем профилированный металлический лист. Так же не забываем, что металл при высоких температурах расширяется, а при низких сужается, поэтому крепим полоски с небольшими зазорами. А еще не забываем устанавливать решетки. Крепим с помощью саморезов, гвозди не рекомендуются, так как крепление будет не плотным, а так же можно деформировать поверхность молотком. Стыки декорируются внешними и внутренними угловыми планками.
Как подшить фронтонный свес
  • ПВХ пластиковые пустотелые панели. Их часто используют для устройства фронтонного свеса. На данный момент самый дешевый метод подшивки. Очень легко повреждается и не надежный.
  • Листы оцинкованной стали, алюминия или меди. Все листы имеют толщину от 0.6 мм. до 1 мм. Монтаж так же прост, выравниваем поверхность. Размечаем листы согласно шаблонам.
Как подшить фронтонный свес

При резке оцинкованной стали края обрабатывают краской, чтобы ржавчина не появилась. А алюминий и медь покрывают специальным полимерным покрытием, для более качественной защиты.

Алюминиевые и медные листы крепятся с помощью специальных фиксирующих защелок.

Не стоит превышать длину листа в 5-6 метров, возможно провисание.

Как подшить фронтонный свес
  • Сайдинг стеновой. Этот вид отделки идеально подходит, когда дом полностью обшивают сайдингом. Получается красиво и в едином стиле. Крепеж проходит по такому же принципу, как и крепление поверхности всего дома.
Как подшить фронтонный свес
  • Софиты.

Бывают ПВХ и металлические софиты. Самый востребованный материал. Выполняются в различных исполнениях плоские, перфорированные, в виде решеток. Имеют богатую палитру.

В комплект к софитам следует приобрести планки в виде латинских букв L и F.

Как подшить фронтонный свес

F крепят со стороны карниза. А планку L на специальной рейке, которую крепят к стене.

Желательно все разметить, перед монтажом.

Как подшить фронтонный свес

Затем снимаем размеры от рейки до F планки, вычитаем 5-6 мм. для температурного расширения. И нарезаем софиты нужной длины.

Подготовленные элементы слегка сгибают и крепят на свое место с помощью саморезов по металлу.

Специалисты не рекомендуют проводить монтаж подшивки свеса при температуре окружающей среды ниже +15 градусов по Цельсию.

 Как вы понимаете качественно смонтированный свес, защитит не только фасад здания, но и увеличит срок службы кровли.

Схема кровельной системы

Надежность и долговечность кровли напрямую зависит от того, насколько грамотно разработан и сделан «кровельный пирог». Каждый конструктивный элемент в нем выполняет свои функции, а в комплексе обеспечивают герметичность, необходимую жесткость, прочность, достаточный уровень тепло- и звукоизоляции.

Рисунок 6. Правильная схема кровли из металлочерепицы

Конструкция кровли из металлочерепицы включает такие конструктивные элементы:

  • Стропильная система – основная конструкция крыши, воспринимающая нагрузки и передающая их на нижние несущие элементы здания.
  • Пароизоляция – специальная мембрана, выступающая в качестве защиты от проникновения из теплых помещений насыщенного влагой пара к утеплителю и элементам стропильной системы. Крепится изнутри крыши к стропильным ногам степлером с обеспечением нахлеста отдельных листов не менее 100 мм. Места стыковки проклеиваются специальным двухсторонним скотчем.
  • Теплоизоляция – слой утеплителя (как правило, используется минеральная вата), обеспечивающего оптимальный температурный режим на отапливаемой мансарде. Укладывается между стропильными ногами.
  • Ветрогидрозащита – специализированная мембрана для защиты подкровельного пространства от проникновения влаги и выдувания утеплителя. Крепится поверх теплоизоляции к стропилам с наружной стороны кровли.
  • Подшивка – служит в качестве чистовой или черновой отделки мансардного этажа и опорной поверхностью для укладки теплоизоляционного материала.
  • Контробрешетка – нужна для обеспечения вентиляционного зазора, необходимого для циркуляции воздуха в подкровельном пространстве. Сооружается из брусков сечением 50х50 мм, которые крепятся прямо поверх стропильных ног в одном с ним направлении.
  • Обрешетка – основа для крепления металлочерепицы. Состоит из перпендикулярно расположенных по отношению к брускам контробрешетки досок.

Эксперты рекомендуют сооружать обрешетку уже после выбора и закупки металлочерепичных листов, поскольку основные геометрические параметры (рабочая ширина, длина и высота волны) могут незначительно отличаться в зависимости от модели, производителя и т.д.

Рисунок 7. Стандартная металлочерепица – чертеж с основными размерами

Какой должна быть вентиляция

При установке свесов крыши и ее подшивки очень важно сделать это правильно. Так как все детали взаимосвязаны со стропильной системой, если допустить неверный монтаж, то это может послужить причиной деформации карниза вследствие провисания его из-за осадков и ветра. Чтобы этого не произошло, к стропилам крепят специальные «коробочки» и соединители.

Третий вид группы свесов монтируют при закрытом варианте выступающих краев стропил, имеющих при этом особенный внутренний паз. В этот паз монтируется облицовка, которая называется софиты. Если в здании имеется отдельная мансарда, то закрытый карниз обязан иметь вентиляционные отверстия.

И последняя группа используется в случае защиты фронтальной стены сооружения. Устройство подобной конструкции, то есть фронтонного свеса заподлицо или с выступом стропильной части, полностью подчинено желанию клиента. Опять-таки, если стропильная часть имеет выступ за границы стен, то обшить открытую часть крыши будет просто необходимо, причем смонтировать ее герметичной, иначе такая кровля прослужит своему владельцу недолго. Фронтонный свес по ширине составляет более 500 мм.

Огромную роль играет при этом и качественно смонтированная вентиляция. Так как при правильно установленном карнизном свесе воздух должен проходить через «кровельный пирог» в его воздушной прослойке, а далее, продолжая движение вверх, к самому коньку, выходить наружу. Если же свес будет наглухо забит (например, досками) и вентиляция при этом отсутствовать, то это очень плохо скажется на микроклимате подкровельного пространства. Отсутствие же подшивки также недопустимо, так как под крышу имеют все шансы прокрасться мыши, птицы и насекомые. Стропила же потребуют дополнительного ухода — их покраски с целью защиты от преждевременной коррозии.

Произвести же вентиляцию карниза можно несколькими методами:

  1. Самый примитивный — оставить зазор между стенкой сооружения и самой подшивкой. Для подшивки из профнастила щель примерно должна быть равна 6-12 мм, для сайдинга или вагонки — 10-15 мм.
  2. Можно использовать готовые решетки, которые предусмотрены для обеспечения вентиляции подшивки карниза из металлических листов, плит или вагонки.
  3. Зазоры для вентиляции в 5-10 мм делают при обшивке из досок.
  4. Можно использовать перфорированный материал, специально производимый для случая, если обшивка осуществляется с помощью софитов.

Итак, из всего описанного выше напрашивается вывод, что подшивку карнизного свеса при строительстве необходимо делать вентилируемой, а не вплотную. Также следует учесть при монтаже карнизного свеса, что размеры вентиляционных отверстий не должны быть меньше площади всей вентиляции более чем в 1/500 ее часть.

Если основа крыши выполнена из битума или фальцевого типа, то диаметры должны быть больше, чем, например, у глиняной черепичной крыши: она имеет свойство «дышать».

Крыша будет служить долго и выглядеть красиво при правильном монтаже свеса и обшивки. Кровельный свес — очень важный элемент конструкции кровли.

Техника монтажа свесов

Установка свесов проводится после полного обустройства кровельного пирога. Желательно чтобы стеновая отделка также была закончена, но это требование необязательно.

Техника монтажа свесов

Виды конструкций

Обшивка свесов может проводиться в 3 вариантах:

Техника монтажа свесов
  1. Под стропильными ногами;
  2. При помощи подвесных кобылок;
  3. С привязкой к стене.
ИллюстрацииРекомендации
Обшивка параллельно кровле.

Под стропильными ногами облицовываются кровли с малым углом наклона, обычно до 30o. Расчетов и замеров здесь потребуется меньше, но важно, чтобы все стропильные ноги были одной толщины и располагались на одной плоскости.

Подвесные кобылки.

Коробчатые конструкции более распространены. По правилам положено обустраивать кобылки как на схеме слева и к ним подшивать облицовку.

Привязка к стене.

Такой монтаж гораздо проще предыдущего, но по данной схеме нельзя обшивать свесы деревянных домов, так как во время усадки их может покоробить или они вообще разрушатся.

Техника монтажа свесов

Монтаж торцевой и лобовой доски

  • Монтаж следует начинать с подрезки по уровню стропильных ног и планок подкровельной обрешетки. Для этого натягивается шнур между крайними точками и по нему все подрезается;
  • Торцевая доска прибивается по наклонному краю кровли. Она станет ограничителем для монтажа фронтонного свеса;
  • Под лобовую доску края стропильных ног должны быть подрезаны строго вертикально, но перед ее монтажом, вначале прибивается обвязочная или подшивная доска и только потом, на нее крепится лобовая доска;
  • Размеры подшивной доски должны быть порядка 20х150 мм. Торцевая и лобовая доски берутся толще, от 30 мм.
Техника монтажа свесов

Схема монтажа лобовой и торцевой доски.

Обустройство софитов

Техника монтажа свесов

Неважно, из какого материала сделаны софиты, технология монтажа у них одинаковая. Из материала нам понадобится J-фаска, J-профиль, финишный профиль и собственно сами софиты.

Существует 3 схемы обустройства карниза софитами, мы возьмем 1, так как она обходится дешевле.

Техника монтажа свесов

Схемы обустройства карниза софитами.

ИллюстрацииРекомендации
J-профиль.

Отмеряем J-профиль. Наружный и внутренний уголок в двускатной крыше одинаковые, в других конструкциях кровли их нужно замерять отдельно.

Резка.

Софиты и профили проще резать болгаркой.

Крепление профилей.

Профили крепятся саморезами с широкой шляпкой. Саморезы загоняются в центр крепежного отверстия.

Между шляпкой самореза и профилем должен остаться зазор в 1 мм для свободного движения при температурных колебаниях материала.

Расчет софитов.

Планка отмеряется и отрезается на 6 мм короче расстояния между пазами профилей.

Если вы имеете дело с пластиковыми софитами и работаете зимой, то допуск нужно делать порядка 10 мм.

Вставляем софиты.

Дальше в пазы J-профилей заводятся планки софитов и точно также, с зазором фиксируются на обрешетке.

Отделка лобовой доски.

Здесь все делается аналогично: по обеим сторонам доски крепятся J-профили, после чего с допуском подрезаются планки и крепятся к лобовой доске.

Фронтонный свес.

В данном случае монтаж фронтонного свеса делается аналогично. Разница лишь в том, что на фронтон не обязательно ставить софиты с сетками для вентиляции, здесь можно использовать обычный сайдинг.

Техника монтажа свесов

Вентиляция и защита

Вентиляция свесов необходима для обеспечения благоприятного микроклимата чердачного помещения, а также для предохранения от порчи элементов стропильной системы и обрешетки. Обеспечить вентиляцию можно двумя способами:

Вентиляция и защита
  • оставить зазор между стеной и материалом обшивки;
  • встроить в элементы обшивки специальные пластиковые решетки.
Вентиляция и защита

Что еще почитать по теме?

Вентиляция и защита

цена на софит для подшивки крыши подшивка свесов крыши узел прохода вентиляции через кровлю

Вентиляция и защита

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальных сетях: Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники Google+

Отделка карнизного свеса крыши. Способы и материалы

Карнизный свес крыши облицован сосновыми досками

Декоративная составляющая в обустройстве современной кровли играет отнюдь не последнюю роль, поскольку крыша дома, как и прочие его элементы, является неотъемлемым атрибутом архитектурной композиции. Поэтому здесь мелочей не бывает, значение имеет даже материал для подшивки карнизного свеса крыши.

Например, можно использовать струганые сосновые доски, внешне напоминающие вагонку (или использовать саму вагонку). Данный вариант отделки декораторами выбирается неслучайно, во-первых, деревянная обшивка сочетается с сосновым брусом, из которого выполнены стены жилого строения и кровля; во-вторых, такие же струганые доски применяют и в оформлении интерьеров.

Однако, в отличие от вагонки в традиционном её исполнении, стыковочные элементы (гребень и паз) на боковых гранях досок различаются по размерам, а именно — гребень на 8 мм больше глубины паза.

Поэтому при стыковке деталей обшивки создаётся не однородное покрытие (как в случае с обычной вагонкой), а фактурная поверхность с видимыми углублениями между планками.

Такое решение позволяет выделить каждую доску, усилив декоративный эффект деревянного декора.

Карнизный свес крыши облицован вагонкой

Карнизный свес крыши облицован вагонкой

Карнизный свес крыши облицован вагонкой

Карнизный свес в проекте дома может не являться частью стропильной системы. Его наращивают дополнительно при помощи деревянных досок (кобылок), прикреплённых к нижним концам стропил. А по краю полученного свеса крепят карнизную доску.

Поскольку карнизный свес выполняет двойную функцию — защиты фасадов от осадков и вентиляции подкровельного пространства, обшивку крепят не вплотную к стене, а на расстоянии 5 см от неё, оставляя необходимый вентиляционный зазор.

Деревянные планки устанавливают параллельно стене (продольное расположение), что позволяет сэкономить время и материалы, требующиеся для устройства дополнительных креплений к стене и карнизной доске.

Элементы обшивки крепят саморезами к кобылкам без предварительной теплоизоляции свеса, поскольку древесина обладает достаточно низкой теплопроводностью.

Декоративность деревянной обшивке может придать её белёсый оттенок, полученный в результате применения технологии беления древесины (морилка и белила). В качестве защитного наружного покрытия используют антисептик.

Для обшивки карнизных свесов помимо деревянных досок (толщиной не менее 19 мм) можно использовать влагостойкую фанеру (толщина — от 6 мм), вагонку из ПВХ, металлоконструкции с антикоррозионным покрытием (металлосайдинг с толщиной панелей до 0,55 мм), а также специальные потолочные модули — «софиты» из пластика (виниловые софиты), оцинкованной или крашеной стали, а медными софитами.

Отделка карнизного свеса крыши. Способы и материалы

Карнизный свес крыши облицован пластиковыми софитами

Карнизный свес крыши облицован металлическими софитами

Карнизный свес крыши облицован медными софитами

Единственным условием применения различных типов материалов при облицовке карнизного свеса является обеспечение вентиляции подкровельного пространства. Для этого панели обшивки свеса кровли имеют перфорацию.

Если вынос карниза не превышает 300 мм (при уклоне кровли 45° и более), достаточно только крепления досок обшивки к стропилам. При большем выносе для монтажа обшивки необходимо создание обрешётки с опорной доской (кронштейном).

Опорную доску при этом закрепляют поверх наружной обшивки стены.

Обшивка карнизного свеса крыши софитами

В настоящее время, обшивка карнизного свеса софитами очень распространена. Для справки напомним, что софитами (если рассматривать строительство и архитектуру) называются специализированные панели, основное предназначение которых — обшивка различных горизонтальных поверхностей, лицевая сторона которых обращена вниз, например карнизов, свесов крыши и потолков.

Панели пластикового софита

Основных функций, которые должны выполнять софиты по большому счету три:

  • обеспечение вентиляции подкровельного пространства;
  • придание красоты крыше и всему фасаду в целом;
  • блокирование доступа насекомым, птицам и животным.

Как правило, софиты изготавливают из пластика или тонкого листового металла (оцинкованного или крашенного металла, меди и алюминия). Соединяются панели при помощи замков, что позволяет им плотно прилегать друг к другу.

Обшивка карнизного свеса софитами

Обшивка карнизного свеса софитами

Обшивка карнизного свеса софитами

Обшивка карнизного свеса софитами

Обшивка карнизного свеса софитами

Обшивка карнизного свеса софитами

 

Как сделать карнизный свес кровли из профнастила

Когда завершается возведение крыши, то наступает период выполнения подшивки свесов. Ее часто именуют просто подшивкой. Подшивка свеса крыши относится к заключительным этапам монтажа. Она обеспечивает строению окончательный привлекательный внешний вид.

Каждая кровля должна обладать выступами за стены. Именно эта выступающая часть называется свесом.

Свес бывает фронтального или карнизного типа. Фронтальный выступает за фронтоны сооружения в любом типе крыши, а карнизный – это удлиненная сторона ската крыши, выступающая за стены по бокам. Про карнизный свес кровли из профнастила далее.

Вентиляция подкровельного пространства

Вентиляция пространства под кровельным покрытием может выполняться любым путём и карниз – один из них. Именно поэтому карнизный свес крыши обязательно должен быть снабжён отверстиями для вентиляции. Для этого применяют панели с перфорацией, особые решётки, планки и сетки.

Подшивка свесов кровли софитами из древесины выполняется так, чтобы обеспечивалась вентиляция. А поскольку доска не имеет отверстий, приходится что-то придумывать по месту.

Если монтаж доски на карниз выполняется стык в стык, то зазоров между элементами будет хватать для эффективной вентиляции пространства под кровельным покрытием. Если вы решили купить деревянный софит для подшивки крыши со стыковкой элементов «паз в гребень», то необходимо сделать в досках отверстия для вентиляции шириной 0,8 см и закрыть их сеткой. Защитная сетка от грызунов и насекомых крепится на свес крыши перед установкой софитов.

Вентиляция подкровельного пространства

Подшивка карниза крыши софитом должна выполняться так, чтобы вентиляционные отверстия занимали 1/400 – 1/600 часть от общей площади кровли. Помимо этого используются выпускные отверстия в крыше. Вместе с вентиляционными отверстиями в софитах они обеспечивают отменное проветривание подкровельного пространства.

Подшивка карнизов софитами (видео):

Виды фальцевых соединений (узлов)

  1. Лежачий фальц применяется для скрепления торцевых сторон листов кровли, которые располагаются поперек ската крыши. Лежачие фальцы, в сравнении с прочими видами, не обладают высокой степенью надежности. В случае, когда кровельный материал – рулонный и есть возможность создать картину во всю длину ската крыши, то и вовсе не будет необходимости в таком соединении.
  2. Одинарный стоячий фальц самый простой по своей конфигурации и его удобно использовать при создании кровель, имеющих большой уклон.
  3. Двойной стоячий фальц имеет еще большую надежность в сравнении с одинарным фальцем. Однако вручную его воссоздать достаточно проблематично. Использование специальных закаточных машинок значительно упростит этот процесс. Такие устройства, как гибочные станки, также очень эффективны и помогут легко создать кромку и придать ей нужный профиль. Такой фальц применяется наиболее часто для соединения соседних картин кровли. Такой вид узлов занимает больше времени, но он герметичен и надежен.
  4. Реечный тип соединения чаще применяется для постройки домов по европейским стандартам и у нас он уже стал появляться. Такой узел похож на двойной вертикальный фальц, но у него более широкая стыковочная кромка. Реечный тип применим для крыш с уклоном больше трех градусов, в противном случае в стыки может попадать вода.
  5. Угловой фальц очень красив, используется для больших поверхностей и с большим уклоном. Для того, чтобы создать такой фальц, нужно выполнить всего лишь одно действие. Такой узел не создает дополнительного напряжения в металле и из-за этого возможность деформирования минимальна.
  6. Самозащелкивающийся фальц – это особенная конструкция, равных которой нет за рубежом. Такая защелка крайне удобна при монтаже: нет нужды в использовании специфического оборудования, что, кончено, благоприятно сказывается на продолжительности работы. Этот вид имеет множество преимуществ: водонепроницаемость без использования герметиков, простота монтажа и демонтажа без инструментов, невосприимчивость к температурным расширениям металла, приемлемая цена, быстрота монтажа.

Технология монтажа мягкой кровли: устройство крыши

Мягкой битумной черепицей покрывают крыши любых форм и объемов – она пластична, легко режется и крепится на основание. Для ее монтажа не требуется специализированных навыков, достаточно соблюдать рекомендации производителя и действовать в соответствии с приложенной к упаковке инструкцией.

Учитывая способность битумного покрытия затвердевать и размягчаться при изменении температуры, кровельные работы рекомендуется производить при температуре воздуха от + 5° C и выше.

Черепица способна выдерживать минусовые значения, но если на улице холодно, для обеспечения лучшей адгезии мягкую кровлю желательно оставить в помещении, доставляя к месту монтажа небольшими партиями по мере необходимости.

wikimedia

Подготовка основания

Мягкий характер материала предъявляет особые требования к подготовке основания – оно должно быть сплошным, обеспечивать достаточный уровень жесткости. Чаще всего для этих целей используют плиты OSB, влагостойкую фанеру или обрезную доску.

При монтаже сплошного основания из OSB или фанеры предусматривают зазор между швами листов до 2 мм – для теплового расширения материала. В этом случае при нагреве или охлаждении поверхность крыша останется ровной.

Для монтажа мягкой кровли необходимы следующие материалы:

  • черепица;
  • подкладочный ковер;
  • ендовый ковер;
  • ветровые и карнизные планки.

Для крепежа элементов и их подгонки необходимы:

depositphotos

Монтаж подкладочного ковра

Он выполняет несколько функций:

  • выравнивает сплошное основание;
  • обеспечивает дополнительную гидроизоляцию;
  • продлевает срок службы гибкой черепицы.

Подкладочный ковер под мягкую кровлю стелят по всей поверхности крыши без зазоров. Первый рулон раскатывают снизу по всей длине карниза, параллельно ему. Следующие полотна укладывают снизу вверх с нахлестом в 10-15 см.

Крепится ковер к основанию при помощи кровельных гвоздей. В верхний край полотна они забиваются через каждые 40 см, в нижний – через 10.

Под ендову укладывается двойной слой подкладочного ковра, поверх которого располагают ендовый ковер.

Установка карнизных планок

На карнизы и по торцам скатов поверх подкладочного ковра устанавливаются металлические планки (карнизные и торцевые). При монтаже элементов делается перехлест в 3–5 см, гвозди прибивают зигзагообразным порядком с шагом в 10 см.

Технология монтажа мягкой кровли: устройство крыши

После установки карнизных и торцевых планок укладывают ендовный ковер. Рулон раскатывают сверху вниз по всей длине ендовы, его середина располагается вдоль ее оси, края прибиваются гвоздями – один на 10 см.

depositphotos

Укладка гибкой черепицы

Перед началом работ материал готовят заранее, одновременно вскрыв несколько упаковок мягкой черепицы. Делается это с целью исключить резкие цветовые переходы при возможном несовпадении оттенков покрытия из разных пачек: при монтаже гонты берут вперемешку из нескольких упаковок.

Монтаж карнизного ряда и первого листа черепицы

Самоклеящуюся карнизную полосу кладут вдоль свеса, отступив 2 см от края. Последующие полосы располагают стык в стык и фиксируются при помощи гвоздей. При дальнейшем монтаже места крепления закрываются рядовой черепицей.

Порядок укладки первого ряда черепицы следующий: начинают работы от центра карниза, последовательно идут в направлении торцов. Гонты первого ряда кладут таким образом, чтобы выступы-лепестки закрывали стыки листов карнизной полосы и шляпки гвоздей.

Перед монтажом мягкой черепицы нужно удалить защитную пленку с нижней стороны гонта.

Гвозди в гонты забивают по краям и над вырезами – на одну деталь достаточно четырех кровельных гвоздей. При величине уклона крыши более 45° понадобится еще два гвоздя на каждый гонт – всего 6 (для добавочного крепления по верхним углам).

Укладка последующих рядов

Каждый последующий ряд битумной черепицы фиксируют в шахматном порядке: чтобы середина лепестков приходилась на среднюю линию выреза предыдущего ряда. Лепестки-выступы гонтов обязательно должны закрывать крепежные элементы и места стыков. На торцах скатов мягкую кровлю обрезают при помощи ножа, а к торцевой планке ее приклеивают тонким слоем битумной мастики.

Устройство ендовы

При устройстве ендовы полоса ковра шириной около 30–40 см (по 15–20 см по обе стороны от ее оси) остается открытой.

Сначала скат крыши полностью покрывают черепицей, выкладывая его последовательными рядами от карниза до конька. Возле ендовы оставляют черепицу незакрепленной, с неснятой пленкой на нижнем слое.

Затем приступают к устройству ендовы, аккуратно обрезая гонты кровельным ножом, одновременно удаляя неснятую ранее защитную пленку. Предварительно под гонты подкладывают лист жесткого материала, чтобы не повредить нижележащий ковер.

По краям черепицы наносится тонкий слой битумной мастики – для фиксации к ендовому ковру.

Монтаж коньковой черепицы

Завершающий этап – монтаж коньковых элементов. Он осуществляется после того, как вся поверхность скатов выложена черепицей. Конек выкладывается плитками, которые образуются при переламывании по перфорации карнизной полосы.

Что еще нужно учесть?

Технология монтажа битумной черепицы требует соблюдения нескольких правил.

1. Обустроить вентиляцию.

Битумная черепица не пропускает влагу ни снаружи дома, ни под покрытием не скапливался конденсат, образующийся при испарении влаги в доме, нужна хорошая вентиляция.

!

Обратите внимание!При использовании мягкой черепицы нужно предусмотреть вентиляционный зазор и отверстия в нижней и верхней частях кровли – для свободной циркуляции воздуха и испарения влаги, которая может скапливаться под кровлей.

Для этого оставляют приточные отверстия под скатом кровли и вытяжные — в ее верхней части, по возможности выше. Для циркуляции воздуха между кровлей и утеплителем должно быть расстояние 5 см и более.

2. Обустроить отверстия в кровле.

На кровле есть отверстия большого и маленького диаметра: дымоход, вентиляционные и канализационные стояки, антенны и пр. Способы их оформления зависят от диаметра и требований пожарной безопасности.

Для некрупных отверстий используют резиновые уплотнители.

Для стояков применяют специальные пластиковые проходники, которые крепят гвоздями. Черепичные гонты укладываются сверху и обрезаются по периметру отверстия.

Самое сложное — обустройство дымохода. Он требует не только гидро-, но и теплоизоляции. Для этого на стенки трубы монтируется лист металла высотой около 30 см. Сверху приклеивают ендовый ковер, который перекрывает всю металлическую пластину и 20 см черепицы вокруг.

Сначала таким образом укрывают часть трубы, расположенную с нижней стороны боковые части, немного покрывая нижнюю, и, наконец, верхнюю — с перекрытием соседних боковых.

На ендовый ковер укладывают гонты, оставляя по 8 см поверхности вокруг трубы без черепицы. И в завершение на дымоход устанавливают металлический фартук.

3. Правильно забить гвозди.

Кровельные гвозди нужно вбивать строго перпендикулярно поверхности. Не слишком сильно — чтобы гвоздь соединял гонты и основание, но не впивался в них.

4. Использовать комплект.

По возможности выбирайте весь комплект необходимых материалов у одного производителя. Например, если вы берете мягкую черепицу «Альта-Профиль» из коллекции Alta-Roof, используйте подкладочные ковры, коньково-карнизную черепицу и мастику из этой же коллекции. Эти материалы максимально адаптированы друг к другу.

Если вы решите на чем-то сэкономить, помните, что срок службы всей кровли равен сроку службы самого ненадежного элемента.

И наконец, если вы не уверены в своих силах и навыках, закажите монтаж мягкой черепицы профессиональными бригадами. Процесс не сложный, но имеет ряд нюансов. И чем сложнее конструкция крыши, тем больше ошибок вы можете совершить. Чтобы не платить дважды, лучше один раз заплатить за качественно выполненную работу.

  • Виды черепицы для крыши
  • Обшивка фронтона сайдингом
  • Особенности кровельных материалов
  • Как обшить дом сайдингом своими руками