Эффективность прогрева жилого помещения в значительной мере определяется тем, насколько качественно проведены сезонные работы по подготовке его отопительной системы к эксплуатации. Вот почему с приходом холодов производится проверка всего входящего в систему отопления оборудования, а при необходимости – и его ремонт. При этом возможны ситуации, когда исправные на вид батареи с началом эксплуатационного периода нагреваются очень слабо или совсем не греют.
Содержание
- 1 Признаки загрязнения контура
- 2 Для чего нужно мыть батарею
- 3 Признаки скопления внутри приборов шлака и мусора
- 4 Признаки плохого ухода за системой отопления
- 5 Длинный ершик с загнутой щеткой
- 6 Промывка батарей своими силами
- 7 Нюансы очищения снаружи
- 8 Способы удаления пробок
- 9 Темный цвет
- 10 Подготовка к удалению воздушных пробок
- 11 Видео
- 12 Удаления накипи методом продува
- 13 Советы по эксплуатации труб отопления
- 14 Спускаем воздух
Признаки загрязнения контура
Промывку системы необходимо проводить в таких случаях:
- без причины снизилась температура в помещении при включенном котле;
- трубы медленно греются;
- при горячем трубопроводе радиаторы остаются холодными;
- нарушается целостность труб, появляются свищи и возникают разрывы;
- шумно работает котел.
Кроме того, промыть систему отопления нужно сразу после монтажа. Во время установки оборудования внутрь мог попасть мусор, масла и другие продукты.
Промыть систему отопления нужно сразу после монтажа
Для чего нужно мыть батарею
Иногда у домочадцев возникает вопрос: а для чего женужно осуществлять мытье батарей? Ведь грязи на них порой совсем не видно.
Отопительные приборы довольно быстро покрываются слоем пыли. Это бывает по нескольким причинам:
- Открытое окно. Подует ветер, и весь сор уже летит к вам в квартиру.
- «Пылесборники», которые находятся в одной комнате с радиатором: ковры, большое количество книг, мягкие игрушки, шторы.
- Сухой воздух в квартире. Помимо пыли, она несёт за собой много и других неприятностей.
- Животные, особенно длинношерстные. Огромное количество шерсти будет оседать на отопительном приборе.
Поэтому обязательно стоит периодически мыть батарею внутри и снаружи. Иначе можно получить в дальнейшем следующие проблемы:
- Жирные пятна, грязь застывают и придают радиаторам отопления неэстетичный внешний вид.
- Порой образуется настолько толстый слой мусора между секциями, что радиатор перестаёт нормально выполнять свою работу. То есть происходит уменьшение теплоотдачи, вследствие чего комната намного хуже прогревается.
- Также частички пыли, которые при любом сквозняке начинают подниматься в воздух, негативно влияют на людей с чувствительной дыхательной системой. Они способны вызывать аллергическую реакцию и ухудшают самочувствие больных астмой.
- Если не очищать батарею от загрязнений, то в дальнейшем они могут вызвать коррозию.
Чтобы не допустить появления ржавчины, для профилактики необходимо наносить на отопительный прибор вещества с антикоррозийным составом.
Признаки скопления внутри приборов шлака и мусора
Шлаки, примеси и прочие включения в теплоносителе скапливаются всегда в нижнем коллекторе батареи. Замусоривание приводит к снижению теплоотдачи, радиаторы не могут отапливать дом с прежней эффективностью. Снижение температуры в помещении при нормальном (обычном) режиме работы батарей – это первый признак того, что требуется промывка батарей.
(function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { ({ blockId: “R-A-150232-1”, renderTo: “yandex_rtb_R-A-150232-1″, async: false }); }); (”); })(this, “yandexContextSyncCallbacks”);
Также можно обратить внимание на следующие нюансы:
- Трубопровод подачи горячий, а сам радиатор холодный. Холодными могут быть нижние коллекторы, а верхние прогреваться нормально – причина в скоплении мусора внизу.
- В соседней комнате батареи работают хорошо, а в вашей – плохо, не прогревают помещение.
- Разная температура рядом стоящих радиаторов. Так бывает, когда одна из батарей зашлакована сильнее.
- Система прогревается намного дольше, чем обычно.
- Увеличиваются расходы на обслуживание котла, прибор потребляет больше газа, электроэнергии или дров.
На заметку! Если батареи недавно промывались, а теплоноситель циркулирует с нарушениями, причина может быть в завоздушивании, дефектах запорной арматуры, плохой регулировке системы или понижении давления в ней.
Перед началом работ нужно убедиться, что причина снижения прогревания именно в зашлакованности радиаторов, а не проблемах за пределами дома, комнаты. Если батареи плохо греют в квартире, то тут нужно уточнить эффективность работы всего теплового узла, вполне вероятно, что поломка произошла на раздаче.
Признаки плохого ухода за системой отопления
Для нормального функционала системы отопления движению теплоносителя по сооруженным для него каналам ничто не должно мешать.
Существует несколько симптомов того, что внутри отопительного контура накопилось большое количество мусора, а на стенках труб осела накипь. Явных визуальных признаков засорения системы отопления нет.
Диагностировать его можно при внимательном отслеживании работы всей системы и появлении ряда косвенных признаков:
Впрочем, слабый или неравномерный прогрев батарей не всегда является признаком их засорения. Возможно, произошло их завоздушивание. В такой ситуации достаточно сбросить воздушную пробку через кран Маевского.
Без регулярной промывки систем отопления происходит заростание труб, уменьшение их проходного сечения, в результате чего происходит увеличение гидравлического сопротивления
В домах с системой централизованного обогрева ее промывка должна проводиться сотрудниками теплоснабжающей компании. В частном же доме эта процедура проводится силами хозяев или приглашенных специалистов.
Однозначно рекомендовать частоту проведения промывки системы сложно. Слишком много факторов влияет на это.
Так, например, в системах централизованного отопления теплоноситель должен проходить цикл водоподготовки, что снижает степень загрязнения. Правда далеко не всегда это правило выполняется. Да и сама система часто эксплуатируется третье или четвертое десятилетие и количество мусора, циркулирующего внутри, возрастает с каждым годом.
Но как для централизованных сетей, так и для автономных систем, рекомендуется проводить промывку ежегодно. Что, к слову, подтверждается и требованиями строительных норм. Именно такой срок считается критическим для накопления внутри контура количества мусора, существенно снижающего эффективность работы.
Если перед началом отопительного сезона не проводится промывка системы, забивается трубопровод, преждевременно выходят из строя приборы и нагревательное оборудование
Длинный ершик с загнутой щеткой
Порой стоит потратиться все-таки на комфортную уборку и купить специальную щетку-ершик для чистки труднодоступных мест. Такой ерш с загнутым кольцом прекрасно проникает внутрь батареи, устраняя любого рода загрязнения. Особенность его использования заключается в том, что вы сможете добраться до тех мест, куда рука ранее не дотягивалась. В магазине различных хозяйственных мелочей для дома такое приспособление могут называть ершиком для промывания бутылочек.
Выбирая максимально удобный и доступный для себя способ, нужно помнить, что скапливающаяся в радиаторных ячейках грязь и пыль вредна для здоровья домочадцев и домашних питомцев, способна вызывать аллергию и прочие болезни. Именно поэтому не стоит обходить стороной такие труднодоступные зоны.
Промывка батарей своими силами
Самостоятельная промывка системы отопления одинакова как для чугунных, так и для биметаллических радиаторов. Последние имеют ряд преимуществ, в том числе более гладкую внутреннюю поверхность, благодаря чему они гораздо легче промываются и дольше накапливают грязь. Особо следует подчеркнуть, что промывка может проводиться только после окончания отопительного сезона.
Первым делом понадобится слить всю жидкость из системы, а затем выполнить демонтаж батареи. Нужно иметь в виду, что промывка биметаллических радиаторов отопления наиболее удобно осуществляется в ванной. На дно ванны нужно постелить плотную ткань для защиты ее эмали, а отверстие слива закрыть специальной сеточкой для предупреждения попадания крупных частиц грязи в канализацию. Для очищения потребуются химические вещества и средства бытовой химии.
Наибольшую популярность завоевали: Раствор каустической соды;70% уксусная эссенция;Молочная сыворотка. Кроме того, вполне пригодными считаются жидкость для очищения радиатора автомашины и средства очищения труб канализации. Однако специалисты рекомендуют использовать только специальные реагенты для промывки систем отопления.
Первая заливка производится без химии – следует залить воду и потрясти радиатор, после чего вылить содержимое. Далее в ход идут химические растворы, которые после заполнения радиатора должны оставаться в нем не менее часа. По истечении этого времени, батарею требуется тщательно потрясти или постучать деревянным молотком по ней.
Нюансы очищения снаружи
Руководство по удалению загрязнений извне сводится к простым шагам:
- Подойдет тот же пылесос или парогенератор. Во втором случае защитите стену за панелью радиатора и пол от попадания влаги, накрыв их пленкой. Прибор дополнительно продезинфицирует батарею.
- Быстро избавляет от пыли продув с помощью фена: поместите мокрую тряпку на стене, к которой закреплен радиатор, «выдуйте» грязь (она осядет на ткани).
- Чтобы оттереть приставшую грязь, используйте скребок, жесткую мочалку или щетку.
- Протрите поверхность тряпкой, смоченной в мыльном растворе. Вытрите насухо.
С внешней стороны чистить батареи отопления от пыли и грязи проще
В запущенных случаях используйте химию или моющие средства, удаляющие жир, грязь, налет. Подстилайте под батареи тряпки, чтобы после распыления составов на полу не образовывались грязные подтеки.
Обзор! Щетки для чистки жалюзи
Не забывайте о промывке кипятком и ручной чистке. Для усиления эффекта используйте уксус, соду, лимонную кислоту, щелочь, удостоверившись в совместимости домашнего средства с материалом отопительных батарей.
Лариса25 июля 2019
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:
Рекомендуем прочитать
- Паста от Dr. Beckmann
Способы удаления пробок
Откройте клапан терморегулятора
Общий порядок проведения операций по их удалению выглядит следующим образом:
- При наличии термостата в системе отопления следует полностью открыть его регулирующий клапан (заметьте, что порой этого бывает достаточно для восстановления нормального обогрева системы).
- В случае отсутствия термостата необходимо будет воспользоваться клапаном, располагающимся на специальном вентиле, который принято называть краном Маевского.
- С помощью специального ключа слегка ослабьте давление клапана; при этом появление отчетливо слышного шипения будет свидетельствовать о том, что воздух начал «выходить» из системы.
Кран Маевского
Специалисты рекомендуют повторять эту процедуру несколько раз, последовательно стравливая воздух небольшими порциями. И лишь после полного его вывода из системы через кран Маевского должна потечь вода, которая собирается в подготовленную ранее емкость. После того как давление воды в кране стабилизируется, а шипение в батареях полностью исчезнет – вы можете возвратить клапан в прежнее положение.
В том случае, когда ваши радиаторы не оснащены специальным клапаном для стравливания воздуха – советуем воспользоваться еще одним способом его удаления. Указанный метод предполагает использование специальной жидкости (керосина или смеси WD-40), которые наносятся на верхнюю заглушку радиатора в районе резьбы.
Затем при помощи разводного ключа заглушка осторожно отворачивается вплоть до появления характерного шипения выходящего из батареи воздуха и просачивания воды, стекающей в подготовленную заранее емкость. После того как шипение прекратилось – верните заглушку в прежнее положение, наложив прежде на резьбу несколько ниток специальной уплотнительной ленты ФУМ.
Темный цвет
Если покрасить радиатор в тёмный цвет, то КПД теплоотдачи увеличится – это закон физики. Большой прибавки по теплу не даст, но на 1–2 градуса комнатную температуру поднимет. Красить надо не только внешние грани батареи, а весь радиатор полностью, краску желательно подбирать термостойкую.
Недостаток один – темный радиатор портит вид комнаты, да и покрасить можно только старую конструкцию из чугуна – прокрашивать новый биметалл не дело. Способ проверен и работает, так что не ищите в нём экстрима.
Подготовка к удалению воздушных пробок
Схема развоздушивания
Перед тем как продуть батареи отопления в первую очередь следует побеспокоиться об инструменте, используемом при проведении ремонтных работ. В рабочий комплект должны входить следующие наименования:
- ключ для регулировки вентиля Маевского;
- отвертка и разводной ключ;
- небольшая емкость (лучше всего, ведро);
- промывочная жидкость WD-40 (керосин) и ветошь для протирки.
Следует обязательно убедиться в том, что именно воздушные пробки являются действительной причиной обнаруженной неисправности.
Если батареи плохо нагреваются
Удостовериться в этом вы сможете по характерному и отчетливо различимому «бульканию» в батареях, которые плохо нагреваются, несмотря на то, что горячая вода исправно поступает в систему. После выяснения причин отсутствия нормального нагрева радиаторов отопления, вы смело можете приступать к удалению пробок.
Видео
О проведении гидравлической прочистки подробно расскажет специалист:
Как спустить воздух из батарей и труб отопления
Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.
Удаления накипи методом продува
Отложения в батарее
Довольно частой причиной плохого прогрева батарей в квартире является оседание на их стенках накипи и посторонних частиц, попадающих в систему отопления вместе с горячей водой.
Исследования показали, что при толщине отложения накипи всего в 1 мм теплоотдача батареи снижается сразу на 15%. Вот почему перед началом эксплуатационного сезона желательно продуть систему отопления в соответствии с рекомендациями специалистов.
Но прежде вам нужно будет убедиться в том, что именно накипь является причиной появившихся проблем, что обычно сопровождается следующими характерными проявлениями:
- В случае образования толстого слоя накипи стояк отопительной системы несколько горячее самих радиаторов.
- При обследовании радиаторов на ощупь обнаруживается разная степень их прогрева в разных блоках.
- Наблюдается неравномерность прогрева отдельных секций в пределах одной батареи.
Окончательно убедившись в наличии накипи, вы можете перейти к выбору наиболее подходящего способа ее удаления в бытовых условиях. При этом вам следует знать о том, что наиболее эффективным, но вместе с тем и самым дорогостоящим, является метод гидравлической продувки системы, который широко применяется наряду с другими известными способами прочистки (такими как химическая обработка, например).
Советы по эксплуатации труб отопления
Чтобы работоспособность отопления не уменьшалась ниже критического состояния, необходимо придерживаться нескольких правил:
- Не реже одного раза в год производить очистку.
- По-возможности отказаться от применения в качестве теплоносителя неподготовленной воды. В простейшем случае подготовка состоит в кипячении, в процессе которого содержание растворенных солей значительно уменьшается. Соответственно, уменьшается интенсивность образования накипи. Однако более эффективным является применение специальных ингибиторов, уменьшающих интенсивность коррозии и отложения накипи. При использовании ингибиторов следует убедиться в их соответствии материалу изготовления имеющихся труб и радиаторов.
- На отопительных магистралях должны присутствовать фильтры грубой очистки. Устанавливать их следует так, чтобы патрубок был направлен вниз. Это сделает его очистку более простой и эффективной, поскольку все загрязнения будут сливаться вместе с водой.
- Чистить промывные фильтры желательно не реже одного раза в год.
Если очистка производится силами специалистов, при выборе компании-исполнителя имеет смысл обратить внимание на те организации, которые предоставляют гарантию на выполняемые работы. Промывка системы отопления — не самое трудоемкое и сложное мероприятие. Даже без наличия помощников вполне возможно уложиться за один рабочий день. Поэтому не стоит пренебрегать данной процедурой. Результатом станет не только беспроблемное поддержание комфортной температуры в доме, но и существенная экономия на энергоресурсах.
Мы подобрали для Вас ещё восемь полезных статей, смотрите далее.
- Подключение к электросетям 15 кВт частного дома: пошаговая инструкция, сроки и стоимость
- Как сделать дымосос для твердотопливного котла своими руками: инструкция
- Установка стиральной машины и подключение к водопроводу
- Выбираем тепловую завесу на ворота в цех: популярные модели и характеристики
- Расчет канализации на участке с уклоном: требования СНИП, углы наклона и укладка
- Решили установить новый смеситель на кухне? Мы подскажем, как это сделать правильно
- Настенные газовые конвекторы: виды, модели и особенности эксплуатации
- Как построить туалет на даче своими руками: чертежи, место, утепление, вентиляция, освещение,
Спускаем воздух
Для того, чтобы продуть батареи отопления не требуются специальные навыки, достаточно иметь желание и уметь пользоваться простым инструментом. Для устранения воздуха из системы понадобиться минимальный набор инструмента:
- разводной ключ;
- отвертка;
- емкость для сбора воды.
После того, как подготовили инструмент, следует осмотреть батарею и найти специальный клапан, который обычно называют — кран Маевского. Клапан всегда находится в верхней части радиатора.
Теперь надо слегка приоткрыть клапан подставив под него емкость. Кран Маевского открывается разводным ключом или отверткой, в зависимости от конструкции. После открытия клапана послышится шипение выходящего воздуха, вместе с ним будет выходить и небольшое количество воды.
Сигналом окончания продувки послужит отсутствие выходящего воздуха и ровная струйка воды. Клапан можно закрывать. Теперь нужно дождаться, когда батареи прогреются равномерно и наслаждаться теплом в доме.
Если же радиаторы все равно не прогреваются, значит были допущены ошибки и не весь воздух удалось стравить. Придется повторить процедуру продувки заново.
Видео: Как удалить воздух из радиаторов
Причины появления воздушных пробок в батареях
Для того, чтобы в дальнейшем не возникала ситуация с возникновением воздушных пробок, необходимо знать причины их появления. Таких причин может быть несколько. Основными причинами, которые влекут за собой образование воздушной пробки, являются:
При нагревании воды из нее выделяется кислород, испаряясь он образует воздух, который скапливается в верхней точке радиатора. Таким образом получается пробка которая не позволяет циркулировать воде по системе.
Так же он может появиться после проведения ремонтных работ. Поле ремонта отопления, компания занимавшаяся ремонтом, должна продувать систему. Но, это длительная процедура и не все работники ее выполняют, а если выполняют, то частично и спустя рукава.
Одной из причин появления воздуха в батареях может служить нарушение герметичности. Обычно о разгерметизации сигнализирует утечка воды. Но не всегда это можно заметить визуально.
Протечку отопления можно и не заметить, так как горячая вода довольно быстро испаряется. А в помещениях с высокой влажностью (ванная комната, кухня) на протечку можно вообще не обратить внимания, перепутав ее с естественным конденсатом на трубах.
Стоит добавить, что спускать воздух из батарей необходимо не зависимо от того квартира это или частный дом. В случае если воздушная пробка образовалась в отоплении частного дома, это повлияет не только на тепло, но и на износ деталей.
Чаще всего отопление в частном доме функционирует с помощью насоса. При наличии воздушной пробки, насос будет работать на полную мощность, а результат практически нулевым.
Батареи отопления могут неправильно работать не только из-за образования воздушной пробки. Даже после продувки батареи остаются холодными. Причиной может быть засоренные радиаторы.
Забитые батареи
При долгой эксплуатации в батареях может скопиться ржавчина, известковый налет и другие загрязнения. если не проводить своевременные профилактические работы, то образовавшиеся загрязнения могут отрицательно сказаться на работе всей системы или полностью вывести ее из строя.
В качестве профилактики может использоваться продувка с помощью специального гидродинамического насоса. Вот только навряд ли такой насос лежит у кого нибудь в гараже и ждет своего часа. Да и для работы с такой техникой необходимо обладать специальными навыками.
Поэтому, для продувки специальными устройствами лучше обращаться в специализированные компании. Если финансовые возможности не позволяют воспользоваться услугами специалистов, можно сэкономить и почистить радиаторы самостоятельно.
Вот только работа эта не самая легкая. Первым делом, необходимо отключить свою квартиру от системы отопления. После чего снимать каждую батарею и промывать напором воды из шланга. Затем батарею ставить на место.
В заключение хочется напомнить, что профилактика является лучшим лечение. В случае с системой отопления профилактикой можно считать своевременное удаление воздуха из батарей.
Посмотрите видео: Как спустить воздух из радиатора в многоэтажном доме