Существенные повреждения требуют незамедлительного ремонта и это вполне объяснимо. Последствия первого же дождя будут обнаружены в виде потеков на стенах и лужи на полу. Но незначительные поломки не менее опасны и также способны нанести серьезный вред. Систематические протечки и намокание деревянных элементов кровли ведет к их загниванию. А это в свою очередь может стать причиной обрушения какой-то части или даже всей кровли.
Содержание
- 1 Повод для ремонта
- 2 Подготовка к ремонту
- 3 Ремонт повреждений шириной не более см
- 4 Как заделать трещину в шифере – основные правила
- 5 Правильный подход к ремонту шифера
- 6 Холодная сварка трещин
- 7 Как правильно выполнять текущий ремонт
- 8 Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины
- 9 Текущий ремонт
- 10 Покраска шифера
- 11 Ремонт шифера пенопластом
Повод для ремонта
Хотя шифер весьма популярный в частном строительстве материал, он имеет ряд недостатков. К таковым относятся:
- хрупкость материала;
- способность впитывать влагу;
- недолговечность в эксплуатации;
- нестойкость к температурным перепадам.
Срок службы шиферных крыш не превышает 12 лет. Постепенно под воздействием осадков, температурных явлений он со временем начинает разрушаться, порастает мхом и травой, на поверхности возникают трещины и разломы.
На шиферной кровле при отсыревании может появиться мох.
Кроме того, шифер неудобен в укладке. Его листы тяжелые, раскалываются при небрежном обращении. Часто разломы и трещины возникают, когда листами кроют крышу. Достаточно неправильно подобрать крепежи, и разломы шифера обеспечены.
Это может произойти в момент скрепления шиферной кровли, когда шурупы слишком сильно прижимают шляпками к листам. Также трещины из-за неправильного крепежа могут образовываться со временем. При слабом креплении шифер начинает «гулять». Чрезмерная подвижность листов приводит к образованию сколов, трещин.
Деформация кровельного материала может произойти при установке на крыше антенны, при хождении по нему. В последнем случае при необходимости проведения работ на крыше следует перпендикулярно волнам асбестового покрытия крепить широкую доску.
Как починить крышу из шифера? Исходя из степени повреждения шиферного покрытия прибегают к косметическому ремонту кровли, замене ее отдельных элементов или капитальному ремонту.
Подготовка к ремонту
Прежде чем заделать трещину в шифере, её нужно найти. Сделать это бывает непросто, особенно если изнутри крыша утеплена, а снаружи покрыта слоем грязи или мха. Такое явление не редкость, ведь поверхность у этого материала шероховатая, на ней легко задерживается пыль и мелкий мусор, которые в сочетании с теплом и атмосферной влагой образуют прекрасную среду для размножения спор.
Обычно дефекты покрытия обнаруживаются при осмотре чердачного помещения по мокрым пятнам на обрешётке, появлению плесени в утеплителе и другим признакам. Если они есть, теплоизоляцию на повреждённом участке и вокруг него придётся снимать и менять на новую после ремонта крыши и просушки конструкции.
Явные следы протекания крыши Источник
Точно установить места повреждений и их размеры можно только снаружи. Поэтому крышу необходимо очистить от всех загрязнений, которые могут скрывать под собой трещины. Для этого используют жёсткую щётку, различные химические вещества для борьбы с плесенью и мхами или сильный напор воды. Вряд ли с такой работой можно справиться, подсоединив шланг к обычной водопроводной системе. Лучше использовать аппараты высокого давления, например, бытовую автомойку.
Очистка крыши аппаратом высокого давления Источник
Обнаружив все дефекты, можно подумать о том, чем заделать дырку в шифере на крыше снаружи. Но сначала нужно подготовить поверхность, для чего необходимо:
- дождаться её полного высыхания;
- обезжирить место ремонта любым органическим растворителем (ацетон, уайт-спирит и т.д.);
- удалить крепёж, находящийся в ремонтируемой области.
На заметку! Шифер обычно крепится специальными шиферными гвоздями. Для их удаления потребуется гвоздодёр и толстая деревянная дощечка для упора инструмента и предотвращения повреждения кровли.
Демонтаж шиферных гвоздей Источник
Ремонт повреждений шириной не более см
Прежде чем заделать трещину в шифере на крыше таких размеров необходимо понять, что ремонт, скорее всего, придется повторить через несколько лет. Для усиления прочности наносимых материалов будет использоваться армирование.
1. Смесь на основе асбеста и цемента.
Две этих составляющихся берутся в разных пропорциях (первого потребуется в три раза больше, нежели второго), к ним добавляется ПВА, количество которого равно количеству цемента. Затем для получения более однородной консистенции добавляется вода (объем равен объему ПВА). Со стороны чердака повреждение заклеивается несколькими слоями сантехнического скотча. Со стороны улицы разлом плотно конопатится паклей. Затем на паклю выкладывается смесь. Тщательно забивайте ее между волокнами пакли, чтобы повысить прочность заплатки.
2. «Энесал ХР».
Повреждение закрывается изнутри армированным скотчем. По краям разлома снаружи кистью наносится полимерный композит. Сразу же накладывается отрезок марли (мешковины или рогожки). Поверхность ткани тщательно обрабатывается композитом. Слоев материала должно быть около 4-5 и их все время нужно чередовать с тканью. Последним наносится слой полимерного композита.
Как заделать трещину в шифере – основные правила
Первичным этапом в процессе ремонта шифера всегда является подготовка ремонтной зоны. Ни в коем случае нельзя приступать к работе, если этот этап не произведен. Каждый материал, а особенно раствор для ремонта, наиболее эффективен в самом начале после его приготовления. Любая задержка, приводящая к его несвоевременному использованию, может обернуться практической неудачей. Раствор потеряет свои свойства и не обеспечит качественную защиту.
Вначале убирается мусор. Тщательно промывается место повреждения, и проводится обезжиривание. Здесь можно воспользоваться бензином. При работе с асбестовым раствором необходимо использование респиратора. Смесь не нужно готовить в большом количестве. Ее свойства при длительном неиспользовании теряются. Достаточно замешивать небольшими объемами, покрывая зону трещины постепенно. Сам раствор заливается в трещину последовательно, два раза. Требуется достичь толщины слоя не менее двух миллиметров.
Если повреждение значительное – раскол произошел по всей длине листа, можно использовать эпоксидную смолу для склеивания частей листа. Предварительно изнутри для соединения применяется клейкая лента. Можно использовать фиксированную заплатку из оцинковки – в области примыкания применяется силикон или битумная мастика. Такой вариант часто используется, в случае если трещина прошла по всей поверхности листа, начиная от места предыдущего ремонта. Для этого старые крепежи изымаются. После ремонта листа крепятся обе части шифера в новых местах.
Среди различных приемов ремонта есть метод, при котором используется монтажная пена. В случае больших отверстий ее задувают в поврежденную область, соблюдая правила использования такого материала. И здесь нужно обязательно выполнить одно условие – когда пена застыла, ее нужно обрезать по контуру листа. По внешней стороне шифера вдоль повреждения саму пену требуется обеспечить защитой герметика. По нему производится дополнительная обработка кровельной мастикой, которая предназначена для гидроизоляции крыш.
Ремонт трещины, испортившей лист шифера, пройдет успешно, если обеспечить высокую адгезию материалов – поврежденную область лучше прогрунтовать клеем ПВА.
И еще одно очень важное правило. При сильных повреждениях, например, частичном разрушении листа, образовании значительных и даже нескольких отверстий, единственным решением будет только полная замена такого листа шифера. Ремонт не обеспечит шифер требуемыми свойствами, не сможет предохранить его от дальнейших повреждений и размокания. А это в свою очередь приведет к протеканию. Кроме того, следствием станут бессмысленные финансовые и трудозатраты.
Возможно вас заинтересует: купить матрац выгодно тут
Правильный подход к ремонту шифера
Трещину в шифере можно заделать укладкой нескольких слоев нитрокраски и любой ткани
Если скол или трещина достаточно широки, то единственным верным выходом из ситуации станет замена всего листа, поскольку в этом случае появляется риск будущего гниения элементов стропильной системы из-за обильных протечек.
Совет! Если вы не обладаете необходимыми навыками ведения ремонтных работ или просто не имеете желания их производить, то лучшим решением будет нанять квалифицированного работника, способного выполнить всю работу быстро и в лучшем виде.
Как уже ранее упоминалось, перед тем, как заделать дырку в шифере, требуется тщательная подготовка ремонтируемой поверхности.
Сначала крышу из шифера обметают веником, вследствие чего удаляется грязь и мусор, неблагоприятно влияющие на надежность соединения накладываемых латок (растворов) с поверхностью.
Далее трещину тщательно обмывают водой и обезжиривают бензином (или другим растворителем).
С целью обеспечения лучшей адгезии, трещину могут обрабатывать грунтовкой на основе клея ПВА.
При этом на ремонтируемый участок наносят цементную или другую изолирующую смесь и дают ей высохнуть. А далее приступают к дальнейшим манипуляциям согласно ремонтному плану.
Во время ремонта шиферной крыши необходимо четкое понимание и соблюдение всех правил безопасности, поскольку их игнорированием может привести к печальным последствиям.
Вопрос о том, как отремонтировать шифер, не станет для вас серьезным испытанием, если подойти к его решению со знанием дела. Благо наши советы и большой выбор средств для ремонта кровли смогут быть для вас лучшими помощниками в этом, на первый взгляд непростом, деле.
Холодная сварка трещин
Этот способ подходит только для герметизации узких трещин на поверхности шиферного листа. Большие дыры надо заклеивать рулонными материалами. Для герметизации используется холодная сварка на битумной основе. Этот современный инновационный материал характеризуется отличными эксплуатационными показателями. После застывания становиться в меру твердым и пластичным, что позволяет ему без проблем компенсировать тепловые расширения трещин и при этом не терять показатели герметичности.
Холодная сварка проста в использовании, не требует специальных навыков, имеет высокие показатели адгезии со всеми строительными материалами. Шов не боится перепадов температур, прямого контакта с водой и ультрафиолетового облучения. Что касается стоимости, то она доступна всем потребителям. Тем более что расход сварки незначителен, а время хранения длительное. Использовать сварку можно в любой момент и не только для ремонта шиферной крыши. Профессионалы настоятельно рекомендуют всегда иметь дома холодную сварку, она поможет устранить многие строительные погрешности.
Холодная сварка «Скол» производства «Ремпласт»
Как ремонтировать шифер сваркой? Как и всегда, надо тщательно очистить поверхности. Только в случае со сваркой есть свои особенности. Очищать нужно не только поверхность листов, но и саму трещину. Очень желательно убрать все мельчайшие осколки, пыль и грязь. Чем чище плоскость растрескивания, тем надежнее будет герметизации протечки.
Практический совет. Возьмите с собой на крышу бутылку с водой. Дело в том, что для подготовки сварки к использованию надо ее разминать и прогревать руками. Если ладони не смачивать водой, то битум будет к ним приклеиваться, что намного усложнит работы. Как только руки немного подсыхают, сразу немного смачивайте их водой.
Понадобится холодная сварка, кисть и бутылка с водой
Шаг 1. Найдите трещину и очистите ее от пыли. Главное внимание нужно уделять самой трещине, но и по периметру следует подготовить чистую полосу шириной примерно один сантиметр.
Убрать пыль можно кистью
Шаг 2. Разомните сварку руками, она должна стать мягкой. В зависимости от усердия на разминание уйдет 3–5 минут.
Материал удобно разминать двумя руками
Шаг 3. Скатайте из сварки тонкую колбаску. Диаметр колбаски должен немного превышать ширину трещины. Не подготавливайте сразу большое количество материала, он не должен остывать до момента наложения заплатки.
Шаг 4. Очень плотно вдавливайте колбаску в трещину. Если у вас есть помощник – отлично. Пусть он с обратной стороны крыши придерживает появляющуюся из щели сварку, это поможет с максимальной плотностью заполнить все мельчайшие поры. Чем больше будет площадь контакта сварки с поверхностью трещины, тем надежнее герметизация.
Сварку нужно вдавливать в трещину
Шаг 5. По мере наполнения щели мастикой размазывайте излишки тонким слоем по краям трещины. Одновременно формируйте небольшой бугорок для отвода потока воды. Чем меньше воды будет попадать на трещину, тем надежнее крыша. Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином – не спешить и не забывать периодически подогревать застывший материал.
Работать со сваркой надо по принципу работы с пластилином
Практический совет. Выбирайте для ремонта сухую и теплую погоду. Если шифер теплый на ощупь – отлично, качество адгезии значительно увеличится.
Применение для ремонта шиферной крыши холодной сварки – самый быстрый, простой и надежный метод. Как показывает практика, герметичность сохраняется на протяжении 5–6 лет.
Трещина после ремонта
Как правильно выполнять текущий ремонт
Если кровля имеет значительные повреждения, то просто заделать щели на крыше гаража чем-либо не получится – придется осуществлять частичную замену материала. Иногда в монтаже нового покрытия нет надобности, тем не менее, если на поверхности появились пузыри, то в первую очередь снимаются верхние слои материала, под которым собралась вода.
Для качественного перекрытия ската новыми листами рубероида, потребуется:
- Демонтировать старый материал. Осуществляют снятие 1 или 2 слоев отработанного рубероида, на котором образовалось большое количество вздутий и других дефектов.
- На сформировавшихся на поверхности кровли пузырях следует в центре ножом сделать крестообразный надрез, удалить из них всю влагу, после чего дать просохнуть.
- С основания кровли удаляют слой присыпки. Для ускорения работы, которой не так уже мало, лучше взять болгарку со специальной насадкой. Имейте в виду, что все действия нужно выполнять с особой аккуратностью, чтобы в рубероиде не появились дыры.
- Подготовленное основание грунтуют битумной мастикой для получения липкой пленки – это даст возможность новому слою рубероида лучше схватиться.
- Спустя несколько часов, после того как мастика частично схватится, переходите к монтажу нового слоя рубероида. Его укладывают с небольшим перекрытием в 10-15 см. Внутреннее основание материала, покрытое легкоплавким битумом, подогревают, после чего сильно прижимают к старому покрытию.
- Вторую полосу рубероида кладут вразбежку по отношению к первому. Если не знаете, чем промазать швы на крыше гаража, то подойдет все та же битумная мастика.
Специалисты советуют проводить ремонт кровли гаража только в сухую, тихую погоду при температуре окружающей среды выше 5 °C. Дабы не травмировать себя, следуйте правилам техники безопасности и не пренебрегайте страховкой.
Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины
Чтобы увидеть трещину на листе шифера, нужно воспользоваться специальным телескопическим оборудованием, поскольку подобные нарушения структуры АЦЛ (асбестоцементного листа) сложно заметить невооруженным глазом. Для того чтобы понять, нужно ли ремонтировать крышу из шифера и есть ли в ней дыры/щели/трещины, необходимо провести оценку чердачного перекрытия и стропильной системы изнутри. То есть, по внешнему виду утеплителя и дерева стропил можно судить о возможных протечках в крыше. О них будут свидетельствовать:
- Влажное и подгнивающее дерево стропил;
- Пятна и плесень на утеплителе или других компонентах кровельного пирога;
- Пятна на полу чердака в определенном месте.
Если протечка выявлена, стоит определить и уровень опасности прорухи. Так, рассмотрим виды трещин:
- Если трещина расположилась в нижнем гребне шифера крыши, значит, нужна срочная реставрация кровельного покрытия. Поскольку со временем вода просто прольется на голову жильцам дома. Ведь именно в нижних гребнях кровельного волнового материала вода скапливается в максимальном количестве.
- Если проруха образовалась на верхнем гребне волны покрытия, это менее опасный вариант, но все же требующий задуматься, как проходит заделка трещин в шифере.
- И, наконец, самой неприятной с точки зрения прогноза является трещина поперечная. Здесь проруха может перекинуться на соседние волны, что приведёт к ломке всего листа покрытия. Поэтому его лучше всего заменить полностью.
Важно: начиная ремонтные работы, наденьте защитную одежду. Поскольку волокна асбеста являются токсичными для здоровья человека.
Текущий ремонт
Если крыша гаража повреждена довольно сильно, то выполняется восстановление кровли с частичной заменой полотна. В некоторых случаях монтаж нового покрытия можно делать, не демонтируя старое. Однако, если на поверхности крыши есть вздутия и пузыри, то сначала нужно снять верхние слои рулонного кровельного материала, под которым скопилась влага. Чтобы качественно покрыть скат новым слоем рубероида для ликвидации протекания, необходимо:
- Снять старое покрытие. Выполняется демонтаж 1-2 слоев изношенного рубероида, на поверхности которого много вздутий и повреждений.
- Если на поверхности крыши существуют вздутия, их необходимо крестообразно разрезать ножом, выдавить оттуда влагу, а затем оставить для высыхания.
- С поверхности кровли снимают слой посыпки. Так как объем работы достаточно большой, шлифовку проще выполнить болгаркой со специальной насадкой. Однако, действовать нужно аккуратно, чтобы не протереть рубероид до дыр.
- Покрытие, с которого сняли посыпку, грунтуют битумной мастикой, чтобы создать липкую пленку, улучшающую прилипание нового слоя. Рубероида.
- Через несколько часов, когда мастика немного схватится, можно приступать к укладке нового слоя кровельного материала. Монтаж рубероида выполняется с нахлестом полос друг на друга на 10-15 см. Нижний слой материала из легкоплавкого битума разогревают горелкой, а затем прижимают катком поверх старого покрытия.
- Второй слой рубероида укладывают в разбежку с первым, чтобы стыки на них не совпадали.
Опытные мастера утверждают, что ремонт крыши гаража нужно выполнять в сухую, безветренную погоду при температуре от +5 градусов и выше. Чтобы избежать травм, нужно работать с соблюдением правил техники безопасности и пользоваться страховкой.
Покраска шифера
Проведение этой операции увеличит срок службы и декоративные качества вашей крыши. Плёнка акрила задержит разрушение шифера на несколько десятилетий.
Но к выбору краски нужно подойти очень ответственно. Лучше использовать составы проверенных производителей, устойчивые к солнечной радиации и перепадам температур.
Использование водно-дисперсионной краски имеет очень важное преимущество: смесь герметизирует все микротрещины на поверхности материала.
Зимой кровельный шифер, покрытый таким составом, становится более скользким, что способствует удалению снега и влаги.
Алкидные краски делают поверхность более эластичной, а это препятствует появлению дефектов. Также данный вид покрытия предохраняет кровлю от выцветания.
Ремонт шифера пенопластом
Сразу скажем, что это не самый лучший способ ремонтировать шиферное покрытие, но его можно использовать в тех случаях, когда по каким-либо причинам купить промышленные материалы невозможно или невыгодно. Материал для заклеивания трещин приготавливается самостоятельно из бензина и пенопласта.
- Разрежьте пластиковую пятилитровую бутылку пополам. Для приготовления клея понадобится нижняя часть.
- Налейте в подготовленную емкость бензин. Много не надо, для клея на 10–15 заплаток небольшого размера достаточно 100 мл бензина. Работайте очень осторожно, желательно на открытом воздухе. Не забывайте правила противопожарной безопасности, не дышите испарениями бензина и пенопласта.
Налейте в подготовленную емкость бензин
Отламывайте от пенопласта кусочки и постепенно растворяйте их в бензине
Важно. Клей очень быстро высыхает, работать нужно в темпе. Перед изготовлением клея желательно найти протечки и предварительно очистить их от пыли и грязи. Если их много, то рекомендуется обозначить проблемные места мелом.
Заплатка делается следующим способом.
Шаг 1. Палочкой или небольшим шпателем нанесите клей на трещину и максимально сильно вдавите его во все углубления.
Нанесение клея шпателем
Клей можно наносить методом налива
Шаг 2. Выровняйте слой клея, обратите внимание, чтобы по периметру дырки не осталось сухих поверхностей.
Шаг 3. Положите на клей кусочек оцинкованной тонколистовой стали соответствующего размера и вдавите в клей.
При необходимости подвинуть заплатку можно молотком или палкой
Закрывать щель необязательно металлическими заплатками, можно применять иные материалы. Главное, чтобы они не боялись влаги, не растворялись в бензине и были устойчивыми к УФ-лучам. Но использовать их необходимо. Дело в том, что пенопласт очень негативно реагирует на ультрафиолетовые лучи, без такой защиты заплатки потрескаются уже на следующий год, придется опять ремонтировать крышу. А это лишние потери времени и нервов.
На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея, за счет этого дополнительно повысится прочность адгезии.
На жесткую заплатку можно нанести еще один слой клея